О последствиях периода жестких ограничений для отрасли и стратегии наверстывания результатов «МК в Чите» рассказал министр физической культуры и спорта края Виталий Ломаев.
- Виталий Борисович, период самоизоляции стал настоящим испытанием?
- Да. Если честно, вся эта «удаленка» не подходит для спорта. Особенно сложно пришлось весной, когда были закрыты не только спортобъекты, но и запрещалось посещать лесопарковые зоны. Хотя я считаю, что возможность заниматься спортом и дышать свежим воздухом должна быть доступна всегда. Конечно, при условии, что люди будут ответственно к ней относиться и не создавать условия для распространения вируса во время тренировок. А столь строгий режим ограничений катастрофически сказывается и на подготовке профессионалов, и на физическом состоянии забайкальцев в целом.
- В интернете было много роликов о том, как профессиональные спортсмены выходили из положения. Использовали домочадцев в качестве «снарядов» для силовых тренировок, кто-то из пловцов показывал, как тренируется на столе…
- Спортсмены высокого класса тренировочный процесс не прекращали – постоянно занимались дома и в индивидуальном порядке. Это ответственные люди, которые работают на результат и никакая пандемия их не остановит. Тренировались, конечно, кто где и как мог, понятно, что без групповых сборов и выездов.
Да, в начале самоизоляции все эти «лайфхаки» были очень интересными, когда каждый вид спорта даже таким образом презентовал себя. Но, понятно, что занятия в «удаленном» режиме могут продлиться, ну, месяц... не больше. Потом спортсмен должен выходить на объект и выкладываться по полной.
- Как работали две наиболее уязвимые при пандемии категории – тренеры старшего возраста и параолимпийцы?
- Что касается тренеров в возрасте от 60 лет и старше, они были вынуждены уйти на самоизоляцию и остаются на ней до сих пор. К сожалению, некоторых талантливых педагогов за это время не стало. В частности, ушел из жизни директор читинской спортивной школы №3 Вячеслав Малышев – человек, который буквально «болел» плаванием. Забайкальский спорт понес огромную потерю.
Параолимпийцы же посещали стадионы в одиночном порядке или тренировались в «домашнем» режиме. Практически все агинские лучники, например, имеют у себя во дворах щиты для стрельбы.
- А как сказалась пандемия на наборе в спортивные школы?
- Как ни странно, положительно. Осенью даже был небольшой всплеск – в связи с тем, что весной все было закрыто, люди соскучились по спорту. К обучению групп начальной подготовки, думаю, приступим после открытия школ.
- И все же мероприятия проводились.
- Да. Например, со всеми предосторожностями мы организовали ежегодный «Кросс нации». А на некоторые формы работы лично меня пандемия даже заставила взглянуть по-другому. Признаюсь, как-то недооценивал «Забайкальский супермарафон». Но в текущем году понял, что это одно из самых полезных мероприятий. Человек регистрируется на сайте и каждый день через спецприложение в телефоне заносит туда свои показатели - сколько километров пробежал, прошел или проехал на велосипеде – и сравнивает результаты с другими участниками. Ведь многие стесняются выходить на открытые массовые старты, где могут принимать участие профессиональные спортсмены, да и просто более молодые, и выносливые люди. А так любителям комфортнее: указываешь свои результаты – смотришь, а они, оказывается, вовсе неплохие в твоей возрастной группе. Теперь мы собираемся сделать «супермарафон» знаковым для края и попробуем провести его по зимним видам спорта.
- Для некоторых спортсменов необходимость участия в соревнованиях обернулась техническими поражениями. Несколько таких записали футбольному клубу «Чита».
- Ну, что поделаешь, это жизнь – заболели ребята. Переживать, я считаю, из-за таких «поражений» не надо, нагоним. К счастью, больше никто так из команд не пострадал. Только футболисты и команда пловцов.
- Какова сегодня ситуация с эпидограничениями для забайкальских спортсменов?
- Остаются закрытыми все секции для детей и подростков. Юные спортсмены переведены на удаленные тренировки. Кроме членов официальных сборных края и РФ. Они занимаются в обычном режиме, но с учетом соблюдения санитарных требований.
Взрослые спортсмены регулярно посещают тренировки, но без полной загрузки залов. Проводим и чемпионаты с ограничением количества участников до 50 человек. Разбиваем их на группы, разделяем потки, без торжественных открытий и с многократной дезинфекцией помещений.
- Как-то скорректирован план спортивных мероприятий на будущий год?
- Пока ничего не сокращаем, все доступные для проведения мероприятия будем организовывать. Надеемся, что к концу декабря заболеваемость коронавирусом пойдет на спад и ведем полноценную подготовку. С 1 по 10 января у нас пройдет декада спорта, на февраль намечена «Лыжня России», конькобежные соревнования «Лед надежды нашей»…
Подготавливаем и всю материально-спортивную базу. Погода, конечно, творит чудеса – катки заливаем, а возле бортиков лед тает, не во всех муниципалитетах есть снег на лыжных трассах – но работы не прекращаем.
- К слову о спортобъектах, какие результаты в строительстве?
- Продолжается возведение вторых очередей трех крытых объектов – зала бокса по ул. Нагорной в Чите, дворца борьбы в Агинском и спортзала в Краснокаменске. Два первых строятся на финансирование по плану социального развития центров экономического роста (ЦЭР), а краснокаменский - за счет краевых средств. Сдача всех объектов намечена на следующий год, работы идут по графику. Кроме того, уложили футбольное поле на стадионе «Локомотив».
За год в рамках плана социального развития ЦЭР в крае построили 24 универсальных спортивных площадки, 5 площадок по федеральной программе «Спорт - норма жизни» и 7 площадок для сдачи нормативов ГТО. Также в районах установили 41 тренажерный комплекс, до 21 декабря смонтируем еще 6. Такие масштабы работ в Забайкалье были, наверное, только в советское время. В 2008-2010 годах строили спортзалы, но в основном в Агинском…
- В следующем году собираетесь увеличить показатели?
- Да. Помимо завершения уже указанных капитальных объектов, будем строить два ФОКа общей стоимостью около 340 млн рублей – в Чернышевске и Карымской, приобретем футбольное покрытие с беговыми дорожками для читинского стадиона «Юность» за 40 млн рублей, примерно на 33 млн рублей заменим отработавшее свой срок холодильное оборудование в «Ледовом дворце», в районах сделаем еще 20 универсальных спортплощадок, 4 площадки для сдачи нормативов ГТО и установим около 39 тренажерных комплексов.
- А как насчет оснащения этих объектов инвентарем и оборудованием?
- В текущем году его закупили на 8 млн рублей. Конечно, с учетом степени износа, этого недостаточно. Здесь есть проблема - Минспорта РФ выделяет средства только на оснащение спортивных школ олимпийского резерва. В Забайкалье же всего 54 физкультурно-спортивных организации, но мы не можем отдать им эти целевые средства. Выходим из положения за счет скромных возможностей муниципальных бюджетов, а также благодаря спонсорам. Не в необходимых количествах, но все же понемногу меняем и инвентарь, и оборудование.
- Ну и о планах: как собираетесь наверстывать упущенные по вине пандемии мероприятия в следующем году?
- Все будет зависеть опять же от эпидситуации, но намерены увеличить количество мероприятий. Уже продумываем концепцию. В частности, хотим создать интернет-платформу, где можно будет собрать и то, что мы уже проводим (например, утреннюю зарядку онлайн), и реализовывать новые проекты. Все сюрпризы раскрывать не буду, но, в частности, есть идея запустит по районам края спорт-челленджи. При любом развитии ситуации с пандемией надо сделать так, чтобы все забайкальцы понимали - спорт живет, могли им заниматься в комфортных условиях, оздоравливаться и прославлять победами наш край.
Одна из ежедневных онлайн-зарядок в Instagram Минспорта края от тренеров забайкальской спортивной школы Олимпийского резерва по биатлону Елены Кочменевой, Натальи Логутенко и Ольги Лаврик.