«Черный список» опасных дорог Читы и края
- Сколько аварийно опасных участков на федеральных, региональных и муниципальных трассах края?
- По предварительным данным за 2024 год, в Чите находятся 11 потенциально аварийно опасных участков. Как правило, это оживленные перекрестки и нерегулируемые пешеходные переходы.
Еще шесть таких участков располагаются на федеральных автодорогах по территории региона. Это затяжные подъемы и опасные повороты, где водители часто идут на обгон и в условиях ограниченной видимости провоцируют ДТП с тяжкими последствиями.
- Перечислите их, пожалуйста.
- В Чите место концентраций ДТП образовалось на ул. Магистральной (от пешеходного перехода в районе дома №3 до пересечения с ул. Первой Краснодонской). Там за год зарегистрированы семь аварий: четыре наезда на пешеходов, один – на препятствие, столкновение и съезд с дороги. В них пострадали 10 человек.
Также можно выделить: проезд Раздольный в Черновском районе (от дома №26 до дома №40 по ул. Весенней), где за год дважды были совершены наезды на пешеходов;
: перекресток улиц Журавлева и Нагорной – в двух ДТП один человек погиб, другой пострадал;
: на перекрестке улиц Новобульварной и Токмакова произошло четыре столкновения автомобилей и два наезда на пешеходов, при которых пострадали четыре человека;
: пересечение улиц Чкалова и Полины Осипенко – два ДТП, в которых один человек погиб и семь получили ранения;
: ул. Ярославского (от детской школы искусств №1 до магазина в здании №54) – два наезда на пешеходов, при которых один человек погиб и один пострадал;
: ул. Карла Маркса,1 – два ДТП, с двумя пострадавшими;
: на пешеходном переходе по ул. Казачьей, 20а были совершены наезды на пешеходов в результате которых два человека пострадали;
: проспект Советов (от перекрестка с Горбунова до пешеходного перехода в районе дома №16) – три ДТП, с тремя пострадавшими;
: перекресток улиц Красной Звезды и Федора Гладкова, где в двух ДТП пострадали два человека;
: пересечение улиц Чкалова и Баргузинской - в двух ДТП пострадали четыре человека;
: ул. Верхоленская (от перекрестка с Новозаводской до торгово-кулинарного училища) – три ДТП: опрокидывание и два наезда на пешеходов, в которых пострадали три человека.
- А на федеральных трассах?
- Могу отметить следующие места концентрации ДТП. Первое - отворот с трассы «Байкал» на поселок Зыково Черновского района Читы, где за год произошли три ДТП, с тремя пострадавшими.
Еще два опасных участка находятся на трассе «Амур»: на 81 километре в Карымском районе (в двух километрах от границы с Читинским районом), где произошли два столкновения, в которых пострадали два человека; также два автомобиля съехали с дороги на 187 км, в районе отворота на село Средняя Кия в Шилкинском районе, но там травмы получили трое.
Кроме того, печальной статистикой этого года отмечены четыре места на федеральной трассе «Чита – госграница с КНР»: на 306 км между станциями Бырка и Ясная Оловяннинского района произошло два столкновения, в которых ранены два человека; столько же аварий, но уже с четырьмя пострадавшими, зарегистрировано на 17 км трассы, возле пересечения с улицей Связи в поселке Атамановка Читинского района; на 89 км не доезжая двух километров до села Жимбира в Карымском районе в двух ДТП один человек погиб и пять получили травмы; и снова Оловяннинский район, но 326 км, около станции Безречной – там в двух столкновениях машин один человек погиб и двое пострадали.
- Какие районы края лидируют по количеству ДТП?
- К сожалению, по всем трем основным показателям уровня транспортной дисциплины - количеству ДТП, погибших и раненых в них - могу назвать территории межмуниципального отдела «Приаргунский», отдела Министерства внутренних дел по Борзинскому, Забайкальскому, Сретенскому, Шилкинскому и Чернышевскому районам.
При этом в Сретенском районе на аналогичный период 2023 года не была допущена гибель ни одного человека в ДТП, а на декабрь 2024-го зарегистрированы три погибших. Выявлен ряд негативных причин, которые стали причиной этого, работа над ними ведется, и по итогам наступившего года мы постараемся вернуться к нулевым показателям смертности на сретенских дорогах.
Безопасны ли качественные дороги
- Как вы можете оценить состояние дорог Забайкалья?
- Объективно говоря, их состояние благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» улучшилось. Однако количество транспорта с каждым годом увеличивается, поэтому качество дорог должно соответствовать нормативным требованиям. Кстати, рост потока автомобилей в регионе также говорит о создающихся для этого условиях.
- Однако опасные участки остаются. Как с ними борются в рамках нацпроекта?
- При выезде на места ДТП наши сотрудники обязательно выявляют недостатки в содержании улично-дорожной сети. Затем отделы Госавтоинспекции направляют собственникам дорог информационные письма о потенциальных аварийно опасных участках или об очагах аварийности.
Если в регионе появляется опасный участок или вопрос, который требует срочного вмешательства - например, ДТП - над этим работает комиссия по безопасности дорожного движения (КБДД) Забайкальского края. Такие комиссии есть и в каждом районе.
Обобщенная информация о местах концентрации ДТП вносится в предложения по реализации нацпроекта «БКД». Но окончательные решения о проведении инженерных работ на трассах и дорогах различного значения принимают их собственники – государственные и муниципальные ведомства.
- Встречают ли ваши предостережения понимание у властей?
- Конечно. Работа над снижением количества ДТП ведется правоохранительными органами совместно со всеми уровнями власти. Тем более этот процесс находится на постоянном контроле у прокуратуры региона.
- И каких результатов удалось достичь совместными усилиями?
- По итогам 2024 года количество ДТП в Забайкалье по сравнению с 2023 годом уменьшилось с 972 до 965. С 205 до 200 уменьшилось число погибших в авариях и с 1139 до 1096 - число раненых .
- А как вы можете оценить работу по уличному освещению населенных пунктов края?
- В этом направлении также многое сделано, и с 2025 по 2030 годы работа продолжится. Результаты уже есть - число ДТП, которые происходят по причине плохой освещенности проезжих частей, уменьшилось. В качестве положительных примеров тут могу привести улицу Магистральную в Чите, поселки Атамановка, Маккавеево и Новокручининский Читинского района, где после установки уличных фонарей регистрируется снижение аварийности.
Роль освещения проезжей части и прилегающей к ней территории особенно важна, учитывая, что при улучшении качества дорог водители увеличивают скорость проезда по ним.
- Что сейчас выше – аварийность из-за плохо освещенных участков дорог или из-за превышения скорости?
- Если раньше эти два показателя были почти равны, то сегодня количество ДТП на скоростных участках трасс выходит вперед.
Куда ты, разметка, меня привела
- Реконструкция проезжих частей - это, конечно, хорошо, но иногда возникают такие сюрпризы, как изменения правил движения на обновленных участках дорог. Так произошло с ул. Новобульварной в Чите, когда на нее запретили выезжать налево с ул. Таёжной. Ожидают ли горожан аналогичные новшества в ближайшее время?
- Эта ситуация сложилась потому что при утверждении проектной документации на реконструкцию ул. Новобульварная на данном участке был предусмотрен подземный пешеходный переход. Однако в последний момент собственник дороги принял решение об изменении документации в части обустройства пешеходного перехода в одном уровне - на проезжей части. В связи с тем, что вблизи находятся детские сады и школы, для обеспечения безопасности дорожного движения - прежде всего, детей - были проведены работы по обустройству пешеходного перехода светофором, а также по устройству разделительной полосы в районе пересечении с улицей Таежной. Таким образом поворот налево на пересечении ул. Новобульварная – Таежная был исключен.
Насколько нам известно, кардинальных изменений в организации дорожного движения в связи с нацпроектом «БКД» больше пока не планируется.
- В продолжение темы сюрпризов – жаловались ли забайкальцы на якобы неправильно нанесенную разметку после реконструкции дорог?
- Таких случаев мы еще не регистрировали. Вообще разметка наносится в соответствии с нормативными требованиями и утвержденным проектом организации дорожного движения. Кроме того, после выполнения всех дорожных работ на объектах ремонта, назначается комиссия для ввода объекта в эксплуатацию. Но если забайкальцы видят, по их мнению, какие-то явные упущения или повреждения разметки, то могут обратиться с этим вопросом к собственнику дороги, в надзорные органы, в группу дорожной инспекции или в ведомственные территориальные подразделения Госавтоинспекции края.
- Бывали ли случаи, когда забайкальцы где-нибудь на участке без камер видеонаблюдения пытались самостоятельно «исправить» разметку? Например, с помощью баллончика с краской сделать из сплошной разделительной полосы прерывистую.
- За 20 лет службы в Госавтоинспекции я с такими фактами не сталкивался. Но подобные действия квалифицируются по ст. 12.33 КоАП РФ, согласно которой повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в том числе путем умышленного загрязнения дорожного покрытия, грозит гражданам штрафом в размере от 5 до 10 тысяч рублей, должностным лицам - 25 тысяч рублей, а юридическим - 300 тысяч рублей.
- А вот дорожным знакам, насколько я знаю, достается часто, и муниципалитеты вынуждены тратить значительные бюджетные суммы на их восстановление.
- Да, умышленная порча дорожных знаков в основном расценивается как мелкое хулиганство с последствиями в виде штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до 15 суток. Чаще всего стационарные дорожные знаки изгибают, закрашивают отметку скоростного режима, подрисовывают, например, улыбки. Временные знаки о ступенчатом снижении скорости в местах проведения дорожных работ переносят.
Делая это водители, к сожалению, не понимают, что их действия могут повлечь трагические последствия для других людей. Сотрудниками Госавтоинспекции выявляются подобные нарушения и принимаются меры на их устранение.
«Встречка», скот и алкоголь
- Назовите, пожалуйста, рейтинг причин ДТП на забайкальских дорогах в 2024 году.
- Первая и самая страшная по последствиям - выезд на полосу встречного движения. На втором месте - нарушение скоростного режима, что зачастую приводит к опрокидыванию автомобилей и также увеличению тяжести последствий (погибших и раненых в результате ДТП). Далее - несоблюдение дистанции между транспортными средствами. Затем - характерный для районов края с развитым сельских хозяйством, наезд на сельскохозяйственных животных. Причем, большая часть ДТП приходится именно на крупнорогатый скот и лошадей.
- Но ведь в крае было принято решение наносить на сельхозживотных светоотражающую краску...
- Мы вместе с региональным Минсельхозом проводим работу с владельцами таких животных, но того эффекта, которого хотелось бы достичь, к сожалению, пока нет.
Почему-то крупнорогатому скоту краску наносят не на тело, а на рога, чем только больше ставят в ступор водителей, которые видят это в темноте с дальнего расстояния и несвоевременно понимают, что на проезжей части стоит корова. А светоотражающие ошейники, которые стоят от 800 рублей, не каждый собственник может себе позволить.
Ну и, конечно, сказывается просто нежелание сельских жителей предпринимать какие-то меры, учитывая, что в случае ДТП им придется компенсировать причинный в результате ДТП ущерб.
- Теперь вопрос о столкновениях с людьми: какая категория пешеходов чаще всего оказывается под колесами?
- Детей, к счастью, среди пострадавших в ДТП, в прошлом году было меньше, чем взрослых. При этом взрослые пешеходы, нарушая ПДД руководствуются принципом: «Не трамвай – объедет».
- Наверное, излишне упоминать, что одна из главных причин ДТП – алкоголь. Какова ситуация с его употреблением водителями?
- Согласно статистическим данным, в прошлом году, к сожалению, был отмечен рост ДТП с тяжкими последствиями, которые происходили по этой причине.
Здесь одна из проблем - распространение спиртосодержащей продукции в придорожном сервисе, на автомобильных дорогах федерального и регионального значения. Так как в магазинах населенных пунктов ночью алкоголь приобрести не получается, за ним едут в кафе, расположенные у федеральных трасс.
- Как боретесь со злачными местами?
- Это еще один яркий пример межведомственного взаимодействия всех уровней власти, которые входят в комиссии по безопасности дорожного движения (КБДД). Над проблемой работают все вместе - органы местного самоуправления, Госавтоинспекции, подразделения МВД и надзорные ведомства.
Например, в одном из районов края был отмечен рост количества ДТП в состоянии опьянения. При выяснении обстоятельств установили, что все участники аварий приезжали туда из других районов, чтобы праздновать различные события в местном круглосуточном увеселительном заведении, а потом отправлялись по домам, по пути сбивая пешеходов или совершая столкновения. Вопрос поставили на районной КБДД и общими силами приняли меры к ограничению работы данного заведения. После этого количество ДТП в состоянии опьянения там кратно снизилось.
Дефицит штрафстоянок и кадров
- С какими проблемами сталкиваетесь при борьбе с количеством ДТП?
- Одна из них - нехватка в крае специализированных стоянок для хранения задержанного транспорта. Их перечень ведется Минстроем края, а не правоохранительными органами. Создать такую стоянку может как индивидуальный предприниматель, так и любое другое юридическое лицо, предоставив в министерство определенный пакет документов.
Совсем нет спецстоянок, например, в Акшинском, Ононском, Балейском, Шелопугинском, Газимуро-Заводском, Александрово-Заводском, Нерчинско-Заводском, Каларском, Калганском, Тунгокоченском районах. Там при выявлении водителей в состоянии опьянения мы вынуждены ожидать, когда приедет эвакуатор с ближайшей спецстоянки. В исключительных случаях приходится задерживать транспорт на одни сутки с помещением на территорию отдела полиции, а потом, к сожалению, выдавать его владельцам.
- Вряд ли какая-то отрасль сегодня не испытывает дефицит кадров. Сколько аварий одновременно может приходиться на один наряд ДПС в Чите?
- В «часы пик» - от пяти и более ДТП.
- По какому принципу в такой ситуации определяется приоритет выезда на аварии?
- В соответствии с Законом «О полиции» в приоритете - сохранение жизни и здоровья граждан. Поэтому сначала наряд ДПС отправится на ДТП с пострадавшими, с частичным или полным перекрытием проезжей части, особенно случившиеся на маршрутах общественного транспорта.
- То есть, если участникам аварии приходится ожидать сотрудников ДПС на месте ДТП, это значит, что в данный момент инспекторы задействованы на местах более серьезных происшествий. Что можете посоветовать тем, кто «стоит в очереди»?
- Прежде всего, хочу попросить прощения у тех забайкальцев, которые попадали в такие ситуации и, надеюсь, что они отнесутся к ним с пониманием. Тем, кто стал участником ДТП с материальным ущербом, когда виновность одной из сторон не вызывает сомнений, можно рекомендовать самостоятельно оформить европротокол.
- Как в таком случае правильно зафиксировать обстоятельства ДТП, чтобы потом отстоять свои права?
- С появлением в автомобилях видеорегистраторов этот процесс значительно упростился, но чтобы зафиксировать всю картину происшествия, водителям можно дать ряд рекомендаций. Первым делом, обеим сторонам надо позвонить в полицию и заявить о факте ДТП, чтобы оно было зарегистрировано. Также сообщить сведения о транспортных средствах и водителях, а затем предупредить, что намерены оформить европротокол или самостоятельно прибыть в подразделение Госавтоинспекции для оформления ДТП без выезда на место уполномоченного сотрудника.
Затем надо сфотографировать со всех сторон место происшествия на расстоянии 50, 30 и 20 метров, составить схему ДТП и вблизи зафиксировать полученные машинами повреждения. Делается это, чтобы был понятен механизм образования происшествия. Также обе стороны должны заполнить извещение о ДТП, которое прилагается к страховому полису.
Затем с подтверждающими материалами надо прибыть в страховую компанию либо подразделение Госавтоинспекции, предоставить их и дать пояснения сотруднику, на основании которых он примет решение.
- Хорошо, а если «виновник» ДТП - не другой водитель, а гололед?
- Вот тогда придется ожидать сотрудников Госавтоинспекции, не покидая места происшествия. Самостоятельно зафиксировать такое ДТП не получится.
Водители без прав на развалюхах без документов
- Какова ситуация с водителями, которые сами решили, что умеют ездить, а сдавать на права – это лишнее?
- К сожалению, в прошлом году, количество аварий с тяжкими последствиями, к которым привела такая самонадеянность, увеличилось.
- В забайкальских чатах часто можно встретить объявления: «продам машину без документов». Иногда в них речь идет явно об отслуживших свое автомобилях, которые просто технически опасны для перемещения по дорогам и, конечно, не состоят на учете в Госавтоинспекции. Как боретесь с такими случаями?
- Не состоящие на учете Госавтоинспекции автомобили очень легко выявляются. Даже, несмотря на то, что при переходе на новое программное обеспечение в 2016 году не все сведения были перенесены в электронную базу данных. Бумажные реестры хранятся около 75 лет, и мы можем установить, состоял ли в них данный автомобиль.
К сожалению, бороться с самой продажей таких автомобилей затруднительно, потому что при выявлении их на дорогах, собственника мы устанавливаем, но тот утверждает, что «продавал свою машину на запчасти». Ведь, если договор был заключен именно на реализацию запчастей в виде каркаса автомобиля, укомплектованного двигателем и ходовой частью, тогда предмет сделки статуса транспортного средства не имеет.
В случае задержания такие машины помещаются на спецстоянку, если документов на них у водителей нет, то транспортные средства будут обречены находиться там очень долго. Конечно, владелец стоянки обратится к задержанному за рулем водителю с требованием оплатить эвакуацию и хранение автомобиля. Однако, как правило, суммы большие и от таких машин отказываются. Тогда хозяева стоянок через суд признают транспорт бесхозным, утилизируют и получают за него выплаты.
Опасные чаты и помощники Госавтоинспекции
- Ни для кого не секрет, что, наверное, во всех регионах России есть чаты, в которых водители предупреждают друг друга о нарядах ДПС и рейдах Госавтоинспекции. Как вы к ним относитесь?
- Конечно, мы о них знаем и проводим соответствующую работу. Могу сказать участникам этих чатов одно: не надо полностью полагаться на публикующуюся там информацию.
Кроме того, мало кто задумывается, что сам становится потенциальным информатором для преступников, которые тоже состоят в таких группах. Ведь, узнавая благодаря вам расположение нарядов полиции, они могут совершать кражи и угоны, беспрепятственно перевозить наркотические вещества, похищенное имущество, оружие и так далее.
- А как могут помочь сотрудникам Госавтоинспекции те, кто не хочет покрывать пьяных водителей?
- В краевой Госавтоинспекции работает круглосуточный «телефон доверия», по которому принимаются сообщения о водителях в нетрезвом состоянии: 23-53-00. Если информация подтверждается, дежурный обязательно перезвонит и поблагодарит бдительного гражданина.
При этом ни одной из сторон можно не переживать об условиях анонимности - ни звонившему, не раскрываются данные задержанного, ни задержанному - сообщившего. Последних также не привлекают ни для дачи показаний, ни на судебные разбирательства.
- А куда могут обратиться забайкальцы, возмущенные качеством школьных или пассажирских перевозок - опасным поведением маршрутчиков на дорогах или плохим состоянием общественного транспорта?
- Они могут позвонить в дежурную группу отдельного специализированного батальона ДПС: 23-53-53. О нарушениях также можно сообщить по «телефону доверия»: 23-53-00. Инспекторы ДПС задержат рейсовый транспорт, осуществят проверку жалобы заявителя и в зависимости от результата примут соответствующие меры.