Уж сколько раз твердили миру, что разговаривать с незнакомыми людьми, которые звонят с неизвестных номеров, нельзя. Такие беседы чреваты как минимум потерей всех накоплений, а максимум – ну, об этом даже думать не хочется. Но как бы ни были неприятны такие мысли, необходимо помнить о том, что в век технологий полно мошенников, которые с помощью этих самых технологий любят наживаться на доверчивых людях.
Далее предлагаю вам описание диалога с мошенником от лица моей подруги Александры, а также ее размышления и выводы после осмысления ситуации.
Будний вечер. Привычное течение домашней рутины прерывает звонок с неизвестного номера. Жду уведомления от определителя, который несколько лет назад обосновался в телефоне с единственной задачей – сдавать с потрохами псевдо коллекторов, продавцов, мошенников и им подобных, чтобы одним нажатием пальца на экран отправлять их в бан на пожизненное. Но цвет уведомления синий, нет ни имени, ни фамилии или матерных прозвищ, которыми по обыкновению щедро одаривают люди надоедливых мерзавцев, а, значит, можно ответить. Спойлер: не надо было этого делать.
«Алло, это Александра Т.? Вам звонит дознаватель (далее идет название одной из федеральных финансовых служб) Юлия Д. Вы знаете гражданина Алексея Б.?», – раздается в трубке.
После моего уверенного «нет» очень вежливая женщина вкрадчивым голосом сообщает мне, что этот незнакомец якобы пришел в отделение одного известного банка в Москве с доверенностью от моего имени, чтобы получить крупную сумму денег на мое лечение. «Ну бред же», – думаю я сейчас. Да, самый бредовый бред, но в тот момент, признаюсь честно, крючок «тревожное известие» сработал на 100%.
«Возбуждено уголовное дело. Мы должны удостоверится, что вы действительно не передавали свои личные данные этому человеку, в противном случае это означает, что произошла утечка. Ситуация очень серьезная, нужно предпринимать меры», – продолжает женщина и ловит меня уже на второй крючок – панику.
В этот момент начинаю лихорадочно перебирать в голове, откуда могли утечь мои данные, куда бежать и что делать, чтобы больше никто не мог ими воспользоваться, нужно ли сносить все аккаунты, менять карты и номер телефона…
Из пучины пугающих раздумий вытягивает голос «дознавателя», которая предлагает «дать показания» – ага, вот так просто, прямо по телефону – чтобы «мы могли доказать вашу правоту в суде». Следующие пять минут моя преувеличенно добрая и участливая собеседница спрашивала, обращалась ли я когда-либо к нотариусу, ведь только так можно оформить доверенность, передавала ли свои данные ненадежным третьим лицам и прочее. Отвечаю на все отрицательно.
«Александра, а вообще имеется ли на ваших счетах в банке сумма, равная 100 тысячам рублей, которые пытался получить указанный гражданин?», – как бы между прочим уточняет женщина.
«Нет. Я вообще на картах не держу больше тысячи рублей», – спокойно отвечаю я.
«Ой, а почему так? Мошенников опасаетесь?», – в голосе «дознавателя» слышится толика грусти.
Правда в том, что заработанные деньги, если их вовремя не снять с карты и не отложить подальше, начинают улетучиваться с космической скоростью. И дело не в том, что я часто совершаю большие покупки. Как раз наоборот - покупки маленькие, но необходимые: продукты, проезд, что-то для дома. У каждого товара в отдельности цены, вроде бы, небольшие. Но если их суммировать, а потом отсарафанить с карточки соответствующую сумму, то тут уже появляется вопрос: «Это что за магия по выжиманию кошелька вне Хогвартса?». Очень темная магия, скажу я вам. Лично мне трудно отслеживать миграцию кровно заработанных – там карточку приложила, здесь провела, еще где-нибудь «пикнула» на терминале и вот уже от 1000 рублей остались одни нули. Для себя я нашла один безопасный выход – снимать всю зарплату с карты, оставляя мизер на проезд и жвачку. Все остальное откладывается и распределяется. Когда нужно, просто беру определенную сумму и ни копейкой больше.
Выслушав мой монолог, собеседница немного молчит, а потом очень серьезным голосом выдает: «Кража денег – это самое безобидное, что могут сделать с вами мошенники».
Это замечание на первый взгляд может показаться немного ироничным, потому что звучит из уст непосредственной мошенницы, но потом приходит осознание ситуации, и становится не до шуток. Если жертва перевела на «безопасные счета» только свои накопления и больше ничего – считай отделалась малой кровью. Но если вспомнить масштаб проблемы и то, как люди, вне зависимости от возраста, оформляют по несколько кредитов, а иногда продают квартиры и другие вещи, чтобы отдать деньги подставным сотрудникам банков или правоохранительных органов, то по спине начинают бегать очень колючие мурашки.
Встречи с мошенниками были и до этого – мой телефон сотрясали звонки от «сотрудника банка Максима», который звонил через Viber, и роботов с записанными фразами. От большинства бесед с такими персонажами меня спасал тот самый сетевой определитель, о котором было сказано выше. Но в этот раз даже он оказался бессилен против матерых разводил.
Тем временем беседа с «дознавателем» Юлией продолжается. При этом не отпускает гадкое ощущение, что меня обманывают, а я самым глупым образом на это ведусь. Пробиваю в интернете адрес той самой службы. Что ж, такое учреждение действительно существует в Москве, код города из номера телефона 916 тоже принадлежит столице. Вроде бы, все верно, но это липкое чувство - что-то не так...
Вдруг связь прерывается. Перезванивать смысла нет, но это и не нужно – тут же раздается настойчивая трель рингтона. Звонок прервется еще несколько раз, словно умоляя: «клади трубку, недалекая, это обман». Но я, как завороженная, отвечаю и снова слышу сквозь треск помех голос своей собеседницы. Эти мнимая доброта и обеспокоенность твоей судьбой подкупают, мешая здраво мыслить. Сейчас могу провести очень понятную, даже банальную, аналогию: разговор мошенника и его жертвы сродни заботе волка об овце, которую он обхаживает со всех сторон, чтобы потом съесть. И костями не подавится, пойдет дальше брюхо набивать.
Мое замешательство не остается без внимания «дознавателя». Честно говорю ей, что меня смущает ситуация.
«Я вас понимаю, Александра. Мошенников сейчас очень много, везде о них пишут. Но вы же проверили информацию, и она соответствует действительности. А теперь давайте поговорим, что вам делать в этой ситуации. Я передам вас сотруднику банка для инструктажа. Вы только трубку не кладите», – настоятельно просит Юлия, или как там ее зовут в действительности.
В телефоне играет музыка как во время удержания звонка. В этот момент в поле зрения появляется мама, которая некоторое время слушала наш разговор, и многозначительно смотрит на меня.
«Ты же понимаешь, что это мошенники?», – тихо интересуется она.
Да, часть моего мозга уже поняла, что это развод, а другая продолжает паниковать, упирается и ждет беседы с «сотрудником банка». Но связь я прерываю. Тут же - звонок. Но разговаривает с «дознавателем» уже папа, которому я молча вложила в руку вибрирующий от нетерпения телефон. У отца с «неблагонадежными товарищами» разговор короткий. Он двумя словами гасит весь запал собеседницы. Напоследок из динамика раздается злобное шипение, затем гудки.
Меня с головой накрывает чувство опустошение и осознание масштаба собственной наивности. Очень легко отделалась, повезло.
Помимо этой истории, Саша поделилась со мной впечатлениями от «работы» мошенников и объяснила, почему чуть не очутилась в списке пострадавших.
«Что я могу сказать, пережив встречу с мошенниками? Во-первых, они достаточно хорошие психологи и могут легко одурачить людей, которые быстро поддаются панике, а именно на нее делается основной упор. Во-вторых, они болтливы. После того, как человека выбьют из состояния равновесия, начинают задавать вопросы «по теме», при этом не сбавляя градус тревоги, не позволяя жертве перевести дух и включить голову. В-третьих, сочувствие. Они хорошо имитируют заботу и соучастие по отношению к тем, чьи «деньги находятся в опасности». В-четвертых, мошенники – не дураки, быстро соображают на ходу и умеют изворачиваться. Главное оружие здесь - критическое мышление, которым надо пользоваться каждую секунду», – отметила она.
По данным пресс-службы забайкальского УМВД, в 2022 году в крае произошло 3794 преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, среди которых кражи с банковских счетов, мобильных приложений и карт. В 2023 году – 4967 преступлений. Рост составил 31%. При этом в 2022 году только мошенничеств было совершено 1820, в 2023 году – 2190, разница составила 20%.
В ведомстве отметили, что каждую неделю забайкальцы отдают мошенникам несколько миллионов рублей. Ранее «МК в Чите» писал, что семеро человек в Забайкалье за выходные перечислили преступникам больше 7 млн рублей. Схемы обмана были разные: «кто-то пытался оформить на вас кредит», заработок на псевдо инвестициях, «ваш родственник попал в ДТП», аренда подставных квартир. При этом жертвами становятся не только люди старшего поколения, но и молодежь.
Что нужно помнить, чтобы не попасть в сети мошенников?
1. Не передавать личные данные никому и не вводить их на сайтах, которые не вызывают доверия.
2. Не верить на слово. Если звонят якобы из банка, то положить трубку и перезвонить в банк – номера указаны на обороте карты. Или сходить туда лично. Также поступать с другими организациями, ведомствами и даже с внезапно просящими о помощи родственниками - перезвоните им сами. Особенно, если вам сообщают о ДТП и решении проблем за большие деньги.
3. Не паниковать. Если некто сообщает о том, что ваши данные похитили, списывают деньги или кто-то из родственников попал в ДТП, нужно постараться успокоится и критически подойти к услышанной информации.
4. Проверять информацию. Да, мошенники тоже пользуются интернетом ради обмана.
5. Если сами не можете отвязаться от подозрительных собеседников, то обратитесь за помощью к родственникам или правоохранителям.
Некоторые пользователи интернета предложили следующий способ защиты от злоумышленников, которые звонят или пишут под видом членов семьи, при этом даже меняя свой голос с помощью нейросети. Необходимо придумать кодовое слово, словосочетание или фразу, которые будут использовать родственники в случае, если поступает подозрительные звонок.
Условия:
- не обсуждать это кодовое слово при общении в мессенджерах, через интернет. Если мошенники взломают аккаунт вашего родственника, такой метод уже не спасет;
- о кодовом слове должен знать ограниченный круг людей. Лучше если это будут только семья или близкие друзья;
- в кодовом слове, словосочетании или фразе нельзя использовать личную информацию, которую могут достать мошенники (год рождения, адрес, кличка домашнего любимца и прочее);
- чем необычнее будет кодовое слово, тем лучше запомнится людям и тем сложнее его будет воспроизвести мошенникам.