«Воспитанники детских домов очень избалованы государством»
- Павел Игоревич, проблема обеспечения жильем детей-сирот стоит остро, но она далеко не единственная, верно? С какими еще трудностями сталкиваются выпускники детдомов?
- Та самая жилищная проблема, которая приходит на ум при упоминании детей-сирот, появляется, когда выпускник детского дома оканчивает вуз, где ему было предоставлено общежитие, и «выпадает» в реальную жизнь. До этого момента ребята полностью находятся на обеспечении государства: им идут пенсии, стипендии, выделяются средства на покупку одежды. В среднем студент-первокурсник из числа детей-сирот получает около 40 тысяч в месяц. К третьему курсу эта сумма, при активной жизненной позиции и хорошей успеваемости, может вырасти до 50-60 тысяч рублей. Проблема в том, что, когда все государственные выплаты заканчиваются, им предлагают работу за 30 тысяч рублей. Естественно, сироты не понимают, где и как снять квартиру, как экономить, как вообще жить на такую сумму. Это сильный моральный удар для молодого человека.
Большое упущение системы – это отсутствие финансовой грамотности. Воспитанникам детдомов надо объяснять, что нужно уметь копить и на квартиру, и на машину, и на другие важные вещи. К вещам и деньгам эти ребята относятся очень легко. В таких условиях большими навыками жизни в реальных условиях обладают дети из семей.
- Вы – сам выпускник детского дома и знаете всю ситуацию с разных точек зрения. Какие пути решения этой проблемы видите?
- С одной стороны, можно говорить о повышении зарплат для детей-сирот, учреждении для них дополнительных льгот или обеспечении социальным жильем до момента получения того, что положено по закону. Но можно и уменьшить социальные выплаты от государства. Есть определенная несправедливость в том, что ребенок в социальном учреждении каждый день питается на 400 рублей, а молодой преподаватель в командировке получает 150 рублей суточных. Да, второй вариант действий жестче, но он, думаю, будет более эффективным.
То, что дети-сироты не сталкиваются с реальностью, это проблема взрослых людей – законодателей и исполнителей, которые создают ребятам жизнь «в розовом цвете», а потом для них наступает суровая реальность. Воспитанники детских домов очень избалованы государством. И корень зла заключается именно в этом.
Желание жить и дальше «на халяву» подвигает таких ребят к махинациям с выплатами и жильем. Именно поэтому сложно идет решение вопроса о жилищных сертификатах для детей-сирот. Я считаю, что для снятия этой комплексной проблемы должны быть созданы отвечающие реалиям государственные механизмы.
Я против акций «Забери ребенка на праздники» и опекунских семей
- Расскажите, пожалуйста, о самой организации? Чем она будет заниматься?
- Основная работа Содружества будет заключаться в реализации социальных проектов, направленных на улучшение жизни детей-сирот. В России я еще не встречал организаций, подобных нашей. Мы уверены, что работу с ребятами нужно начинать уже в детском доме. Члены организации будут курировать детдома, чтобы по достижению совершеннолетия выпускники знали, к кому обратиться с самыми насущными бытовыми вопросами. Именно поэтому мы выбрали формат некоммерческой организации (НКО), чтобы иметь возможность участвовать в грантовых конкурсах. Радует, что и государство, и бизнес готовы вкладываться в социальную работу.
Мы намерены серьезно сотрудничать с законодательным собранием, чтобы у детей-сирот появилась уверенность в том, что с этой точки зрения они будут защищены.
Кроме того, мы планируем гуманитарные акции, проведение праздников. Расти без родителей эмоционально очень сложно. Хочется, чтобы у детей были друзья, наставники, которые их поддержат. Естественно, будем вести просветительскую деятельность. Это работой мы собираемся заниматься с уполномоченным по защите прав ребенка в Забайкалье Иваном Катанаевым. В планах - создать «Путеводитель для сироты» с ответами на самые часто задаваемые вопросы. Он не обязательно появится в виде книги или брошюры, возможно, это будет электронный документ или страница на каком-то ресурсе.
- Перед праздниками во многих организациях предлагают помочь тому или иному детскому дому. Как правило, эта инициатива ограничивается покупкой подарков или приглашением артистов для воспитанников. Как вы относитесь к такой форме поддержки детей-сирот?
- С точки зрения человека, у которого уже есть свой ребёнок, человека, который под другим углом взглянул на проблему сиротства, могу сказать, что движение типа «Стань ребёнку другом», мне ближе, чем коробки с подарками и тонны конфет. Будем откровенны, многие хотят откупиться от этих детей: государство откупается деньгами, общество - подарками к праздникам. Вроде бы выполнили моральный долг, но это неправильно. Лучше написать ребятам сообщения или письма, которые они будут ждать, и которые дадут развитие самым добрым чувствам. Еще я категорически против акции «Забери ребёнка на праздники». Дети даже за время каникул привыкают к людям, открываются им, и возвращение в учреждение становится для них большим стрессом. У сирот очень высокие ожидания. Именно поэтому нужно правильно, сразу и чётко обозначить: дружба - это дружба, но в семью я тебя забрать не готов.
- А как быть с опекунскими семьями?
- С их подходом я тоже не согласен принципиально. У меня есть знакомые дети из приёмных семей, которые рассказывают, что чувствуют себя ресурсом. Опекунская семья - это когда маме и папе идёт зарплата, пенсия, которые они зачастую тратят на родных детей, а приёмные работают по хозяйству. Многие опекунские семьи берут по 5-8 детей. Скажите, зачем забирать ребёнка из одного детдом и помещать в другой? Давайте посмотрим статистику: сколько родителей из опекунских семей работают? Да, дети в таких условиях могут быть обеспечены, но счастливы ли они? Я считаю, что должно быть только усыновление, без каких-либо государственных гарантий.
Среди выпускников детдомов есть много успешных ребят
- Павел Игоревич, как изменились детские дома за последние десятилетия?
- С того времени, как эти учреждения передали министерству соцзащиты, зарплаты у сотрудников, которые непосредственно работают с детьми, стали ниже, пенсионный возраст, напротив, повысился. Я считаю, что это неправильно. Сейчас у нас в законе прописано, что воспитание не менее важно, чем образование, а в детомах в первую очередь, работают воспитатели. Такие учреждения должны быть подведомственны министерству образования. Воспитание и образование - это то, что дает детский дом. Я рад, что в моей жизни было сразу три мамы - это те, кто вывел меня в люди, те, кто заложил в меня правильные моральные ценности.
Жилищный вопрос как не решался в 2000-х годах, так и сейчас не решается. Система жилищных сертификатов, которая вводится в Забайкалье, пока не способна справиться с этой проблемой. Даже федеральные деньги не всегда в регионе осваиваются, что приводит к сокращению финансирования в последующие периоды.
По сравнению с началом 2000-х годов объем социальных выплат вырос. Но это, скорее, как я говорил выше, сыграло негативную роль. Выпускники тех лет умели считать деньги, экономить их, сейчас этим навыком мало кто обладает. Однозначно нельзя сказать, когда было хуже: сейчас или тогда.
- Как вы оцениваете идею Минсоцзащиты края о создании Центра постинтернатного сопровождения?
- Я не согласен с такой идеей. Считаю, что социальные гостиницы, которые в других регионах получили большой положительный отклик, будут лучшим решением. Гостиница подразумевает какие-то собственные вложения, это обязательства. Условия пребывания в ней должны зависеть от материального положения выпускника, его социального статуса. Должны быть максимально приближенны к реальной жизни, где, допустим, первый год молодой человек платит только за коммунальные услуги, а позднее - и за аренду жилья. В этом случае будет стимул развиваться и со временем он поймёт, что вполне может сам себя обеспечивать. Это тоже как определённый этап адаптации.
- А как вы относитесь к строительству отдельных многоквартирных домов для детей-сирот?
- Мне кажется, что в настоящее время возводить целый дом для сирот - это безумство. Думаю, что при любой стройке должен быть заложен процент социального жилья, который может распределяться по разным категориям нуждающихся. Это позволит избежать отмывания денег на жилье для сирот, когда для данной категории строят совершенно не пригодные для жизни квартиры.
- В Забайкалье, а может быть и во всей стране, существует стереотип выпускника детдома, как асоциального элемента. Возможно ли изменить это мнение?
- Я уверен, что такое представление - это глубокое заблуждение, созданное культурой массмедиа. Могу показать десятки ребят-выпускников, которые добились успеха и столько же тех, кто пошёл по наклонной. Фильмы, передачи, СМИ транслируют негативный образ выпускника детского дома, но почему бы не показать положительные примеры? Я знаю только один проект, в котором можно увидеть успешных ребят. Но и там подано с какой-то жалостью: мол, он - сирота, но добился всего. Я бы просто говорил об историях успеха и лишь в конце - о том, что это дети-сироты. Ровно также можно показать ребят из семей, которые чего-то добились в жизни и тех, что опустился на самое дно. Место, где ты вырос, не определяет тебя в будущем. Все зависит только от стремления самого человека.