Вода близко: карьер в Балее подступает к жилым домам

Почему эта проблема вышла на госуровень и «заглохла» на этапе разговоров

«Гурулёв (депутат Госдумы от Забайкалья Андрей Гурулёв – прим.ред.) долго кричал, мол, катастрофа, тут жить нельзя. Он с этим ещё по телевизору выступал». – «Помню. Недавно я Осипову (губернатору края Александру Осипову – прим. ред.) задавала вопросы, а он только пожал плечами». С такого диалога двух жительниц Балея начался наш разговор о когда-то гремевшем на весь Союз «золотом» городе, но сейчас местных волнует наследие того славного времени. «Соседи» месторождения боятся подбирающегося к их домам затопленного карьера.

Почему эта проблема вышла на госуровень и «заглохла» на этапе разговоров

Незавидная судьба царского рудника

Добыча золота в Балее началась в 1858 году. В конце 1920–х открыли месторождение. Добыча велась в основном открытым способом, но некоторые работы были подземными. К переломному 1917 году район принёс в казну государства 2400 пудов (около 39 312 кг) золота, пишет «Энциклопедия Забайкалья».

Глава Балейского района Сергей Гальченко рассказал, что до 1958 года все разработки месторождения возле современного города проводили шахтным способом, на карьерный перешли с 1963–го.

«Добывали феноменальные объемы – в Советское время здесь содержались запасы золота до 300 кг в одной тонне руды. Во времена Великой Отечественной войны находили колоссальные жилы. Но в 1958 году произошло наводнение, такое же как в 2001–м, и шахты затопило», – уточнил Гальченко.

В 1992 году комбинат «Балейзолото» прекратил работу, оставив после себя в черте города «след» глубиной свыше 150 метров. Ни о какой рекультивации тогда не могло быть и речи, поэтому за 30 лет вода заполнила земляную чашу почти до краёв. Эти самые края сегодня пугают местное население своей близостью.

«Балейский Байкал» со спутника

Борт о борт с карьером

Балейцы называют карьер «местным Байкалом». Рассказывают, как в тихую погоду в его зеркальной поверхности отражаются медленно плывущие над городом облака, а в солнечные дни вода приобретает цвет морской волны. Но это пугающая красота, признаются жильцы «прибрежных» домов по улицам Советской и Комбинатской. Глубина чаши от борта до дна – 167 метров, а водой она заполнена уже на 150 метров.

– Карьер же совсем близко, вот он, – протягивает руку одна из женщин. – Ветер дует и дышать нечем, потому что прямо туда сливается канализация. Бельё вывесить сушиться тоже невозможно. Но нас, наверное, не переселят, пока вода не заплещется под окнами или хотя бы один дом в нее не уйдёт. Гурулёв говорил, что на наш переезд нужно деньги выделить. Сначала, вроде бы, была информация, что их выделили, но потом сказали, что эти дома простоят ещё лет пять.

С балкона до карьера «рукой подать»

– Вам страшно здесь жить?

– А вы как думаете?! В прошлом году у соседки под балконом буквально провалилась земля, оказался вход в шахту – стены бревенчатые, лесенка… Грунт привезли, яму засыпали, но там опять всё оседает.

В ноябре 2020 года депутат Госдумы Николай Николаев выпустил фильм «Балей. Катастрофа золотого города». Уже тогда, по его информации, расстояние от ближайшего борта до жилых домов было 35 метров. Сергей Гальченко признает – не соблюдена ни одна из двух полагающихся для добычи золота санитарных зон – 500 метров и один километр до застройки. Из–за этого, по его словам, на разработку месторождения не сможет зайти ни один инвестор. Глава района солидарен с местными - переселение необходимо.

«В этих жилых зонах проживают около трёх с половиной или четырёх тысяч человек. Мне кажется, вопрос их переселения должен решаться в рамках государственно–частного партнёрства. Потому что с одной из сторон чаши карьера уже есть трещина метра три–четыре. Из–за неё борт уйдёт вниз. Это говорит о том, что всё обрушается», – объяснил собеседник портала.

Трещина борта, которая угрожает местному населению

Однако, по его словам, балейцы не попадают ни под одну госпрограмму по переселению. Гальченко уточнил – проблема, что называется, «на карандаше» у главы региона, которому удалось вывести разговор о месторождении на федеральный уровень. В своё время, аналогичную ситуацию в челябинском посёлке Роза смог изменить только приезд тогда еще премьер–министра РФ Владимира Путина. Там люди страдают от самого большого угольного разреза в Евразии – Коркинского. Тогда на выделенные средства власти смогли переселить одну из жилых улиц. При этом ответственность в обоих случаях несут региональные и муниципальные власти.

«Если есть угроза обрушения, вопрос можно было бы решить с помощью программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Но этим уже должны заниматься законодатели. Мы на связи с Андреем Гурулёвым, он эту проблему постоянно поднимает. В прошлом году сотрудники краевого ГУ МЧС провели съёмки с квадрокоптера и комиссионно сделали осмотр. Также горадминистрация поручила своим работникам мониторить обрушение бортов», – отметил собеседник портала.

Тот самый борт

Очистные – миф или реальность?

Но сами люди считают, что о них забыли в то время как карьер разрастается, а вода в нем становится непригодной для потребления.

«Мы еле доказали, что туда сливают канализацию, хотя первая насосная очистная станция уже давно «уплыла», – одна из женщин машет в сторону виднеющихся на берегу остатков бетонного сооружения.

Это те самые «очистные», которые обрушились в воду вместе с бортами карьера несколько лет назад. Логично предположить, что канализация со всего города стекается в карьер.

Остатки очистных

Сергей Гальченко рассказал – после того, как проблему довели до полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, появилась программа социально–экономического развития, которая должна решить вопрос со строительством очистных в Балее. Уже выделена необходимая сумма и создан проект. По мнению собеседника портала, с началом строительства определятся либо в конце текущего года, либо в начале следующего. Его стоимость – 450 млн рублей.

Однако жители уже утверждают, что вода в их квартирах для питья якобы непригодна.

«Иногда утром хочешь почистить зубы, умыться, а она пахнет канализацией. Мы почти все возим воду с ключа, а те, кто побогаче, покупают бутилированную. Из-под кранов бежит техническая, а платим, как за питьевую», – рассказали местные.

Темный след «чёрных копателей»

Эти люди в Балее не только нарушают закон, но и вносят свою лепту в грядущую катастрофу. Представитель местной делегации на фестивале забайкальских малых городов Ольга Бова рассказала, что желающие обогатиться за счёт заброшенного месторождения самым примитивным образом бросают на берегу помпы и струёй воды размывают края карьера. После собирают породу, которая стекает на специальные коврики – и несколько десятков тысяч рублей в кармане.

След «чёрных копателей»

«Вода в чаше пребывает из–за того, что до 90–х годов ее из шахт откачивали, а сейчас – нет. Деятельность «чёрных копателей» это усугубила. Где-то они «подрезали» ручьи, которые стали напрямую сбегать в карьер. До 2016 года «копатели» были здесь. После того, как я стал главой района, вместе с правоохранительными органами провели профилактические работы и уже в 2017-м техники тут не стало. Но единичные любители продолжают появляться, а борта как обрушались, так и обрушаются», – констатировал Гальченко.

Один из наших собеседников признался – «копателей» слышно издалека и видно невооруженным глазом. При этом всем местным жителям наказали: обнаружите незаконных золотодобытчиков – сразу звоните в полицию.

Опасность, кладезь или арт–объект?

По данным на 2019 год, которые порталу предоставил Сергей Гальченко, запасы хвостохранилища карьера составляют до 10 тонн золота. Остаточные балансовые запасы Балейского рудника оцениваются в 28 тонн золота и 67 тонн серебра.

В связи с этим Минприроды РФ в 2021 году поручили провести аукцион на право пользования участком на Балейском месторождении, а Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока – помочь в поиске инвесторов. При этом Минприроды и Роснедра должны разработать план укрепления берегов и дальнейшей эксплуатации карьера либо законсервировать его.

С последним поручением ситуация интересная. На уже упомянутом фестивале малых городов Забайкалья о карьере параллельно заговорили как об… арт–объекте. Другими словами, балейский «Байкал» задумали сделать местом привлечения туристов на время, пока не найдут способ переселить людей и инвестора, готового возродить добычу золота.

«В целом сам карьер – это арт-объект туристического маршрута, который сейчас развивают в районе. Туристы могут полюбоваться на него, а ещё у нас ходит такая легенда – если хотите разбогатеть, надо загадать желание и бросить в карьер «пятачок», – рассказал Сергей Гальченко.

Однако тут же подчеркнул – чтобы как минимум соблюсти технику безопасности для туристов на укрепление бортов карьера требуется более миллиарда рублей. Поэтому Гальченко считает, что лучше ставить вопрос о переселении жителей и разрабатывать простаивавшее 30 лет месторождение.

Сами «соседи» карьера вздыхают: «Власти на все наши крики о помощи отвечают, что денег нет. Что толку, что мы куда–то пишем? Страшно. Проснемся однажды утром и будем с рыбами в своих квартирах разговаривать. Балей нужен был, когда тоннами золото отдавал».

Ранее «МК в Чите» писал, что учёные считают – эти промышленные карьеры, которые находятся на Балейском и Тасеевском золоторудных месторождениях, могут нанести вред экологии территории и жизнедеятельности местного населения. Сотрудники института выяснили, что водоёмы загрязнены, а глубина постоянно увеличивается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру