В ручье не вода – эмульсия
Балейский район – один из самых «золотонесущих» районов Забайкалья. Разработки драгоценного металла здесь идут более сотни лет. Однако соседство с добывающими предприятиями зачастую не идет на пользу местной флоре и фауне.
Наше внимание привлекла публикация депутата местного совета Дарьи Маркиной в «Одноклассниках» со фото странной воды в ручье, впадающим в Унду - одну из крупнейших рек района.
«Вода после сброса с участков Каменского карьера бежит ужасного качества. Даже после сильных дождей вода в ручье Нижний Холбонский не такого густого цвета, как в этом ручье, она не пенится и не пахнет. В ручье же, который собирает всю отработку с карьеров, вода больше похожа на эмульсию. Мы пытаемся с этим бороться с самого начала работы предприятия. Нам объяснили, что муть и взвесь - это нормально, но как в это верить, если, например, рыба ушла из реки? О купании в такой воде вообще говорить не приходится. Я считаю, что вся система охраны природы работает на грани преступного попустительства», - рассказала Маркина.
Работы золотодобытчиков идут практически в черте города и в максимальной близости от других населенных пунктов. Собеседница портала поделилась недовольством жителей шумом буровых установок и движения большегрузов. Но все же самое большое беспокойство вызывает состояние воды в природных источниках.
«Ручей на фото раньше протекал по улицам Западной и Забайкальской, где люди использовали эту воду как техническую для полива и в домашнем хозяйстве, но был отведен золотодобытчиками и сейчас проходит через выработки Каменского карьера, к новой фабрике ООО «Тасеевское», а потом впадает в Унду. Других источников воды для населения здесь нет. На лето люди остались без воды», - добавила депутат.
Местные помнят, что в советское время по Унде ходили драги, но после развала СССР люди успели организовать на берегах места отдыха, природа очистилась и восстановилась настолько, что в реку вернулись раки. Но вскоре предприятия вернулись, и в 2018 году для контроля недропользователей в районе был создан Общественный совет. Этот орган был созван лишь однажды.
Фейкам здесь не место
Конечно, и местная власть, и предприятия-золотодобытчики заинтересованы в мирном сосуществовании компаний и местных жителей. По словам главы района Сергея Гальченко, экологическая опасность если и исходит, то скорее от нелегалов, которые бесконтрольно моют золото, чем наносят существенный вред и экологии, и экономики.
«Проблема загрязненности Унды была актуальна в прошлом году. Сначала мы думали, что это последствия наводнения, однако позднее было установлено, что к загрязнению объекта причастны предприятия на территории Шелопугинского района. Относительно сохранения рекреационных ресурсов, могу сказать, что все легальные недропользователи имеют планы рекультивации и соблюдают их. Проекты по освоению полезных ископаемых мы принимаем только при наличии таких планов и готовности предприятий сохранить для населения зоны отдыха. Все работают в рамках закона», - сказал глава района.
В качестве примера добросовестного недропользователя Гальченко привел «Каменский карьер», который работает на территории района щадящими методами более 30 лет, всегда проводит рекультивацию земель и активно поддерживает район.
Гальченко добавил, что легальные предприятия в случае выявления нарушений получают крупные штрафы. Более того, районные власти готовы выступить с инициативой об увеличении штрафных санкций для незаконных добытчиков драгметаллов и готовы обсуждать эти и другие вопросы с местным населением.
«Мы открыты для диалога с общественностью, всегда готовы отвечать на поставленные вопросы и обсуждать проблемы. Мы понимаем свою меру ответственности и отвечаем за свои слова. Замечу, что вокруг экологического состояния Балейского района некоторые время назад было много фейков, которые не нашли подтверждения. И наша совместная задача эти фейки разоблачать», - заключил собеседник портала.
До представителей «Каменского карьера» на момент публикации статьи дозвониться нам не удалось, но удалось получить комментарий пресс-службы компании Highland Gold, чье предприятие ООО «Тасеевское» сейчас находится на этапе строительства.
«Расположение строящегося предприятия затрагивает водоохранную зону ручья Холбонского только в местах пересечения с автомобильной дорогой. Работы, которые могут привести к его загрязнению, или изменению его русла, проектом строительства не предусмотрены, во время строительства дороги не проводились, в настоящее время также не проводятся. На близлежащих участках подобные работы за весь период строительства комплекса кучного выщелачивания также не велись», - сказали в пресс-службе.
В компании объяснили, что технология кучного выщелачивания, которая будет применяться на предприятии, не оказывает вредного воздействия на ручей – стоки с площадки после очистки используются для нужд предприятия, на оборотное водоснабжение. Все продуктивные растворы отводятся в технологические пруды. Вся проектная документация объекта прошла государственную экологическую экспертизу, в рамках которой проводились общественные слушания.
«Строительство ведется под надзором проектировщика и с внешним строительным контролем. Ежемесячно проводятся проверки деятельности подразделений с осмотром территорий строительной площадки. Экологическое состояние на площадке отслеживается по программе производственного контроля, соответствующие мероприятия проводятся в соответствии с проектной документацией. Таким образом, ни вода, ни почва, ни воздух не будут загрязнены, а запуск фабрики никак не отразится на здоровье местных жителей», - добавили в организации.
А проблема-то существует
Согласно ответу регионального управления Росприроднадзора, в 2022 году жители Балейского района не сообщали о фактах загрязнения реки Унды. А вот в августе 2021 года было выявлено загрязнение сточными водами со взвешенными веществами реки Верхнего Голготая и ручья Холбонского, а как следствие реки Унды. Нарушение природоохранного и водного законодательства допустила компания «Каменский карьер». На юридическое лицо был наложен штрафы в размере 380 и 110 тысяч рублей.
Кроме «Каменского карьера», проверки по факту загрязнения притоков реки Унды были проведены в отношении нескольких компаний. ООО «Урюмкан» за 2021 год проверяли дважды. Оба раза компания выплатила штрафы в 75 и 10 тысяч рублей. Компанию «Три кита» также штрафовали за загрязнение рек Большой Шахтаменок и Шахтама (левый приток Унды) взвешенными веществами на 150 и 160 тысяч рублей. В октябре прошлого года была выявлена безлицензионная добыча рассыпного золота компанией «Газимур» на ручье Казаковский (правый приток реки Унды). Материалы были переданы в УМВД по Забайкальскому краю в связи с отсутствием у управления Росприроднадзора полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Из-за моратория плановые проверки водопользователей на реке Унде в 2022 году не проводятся. Однако внимание к недропользователям со стороны управления никуда не пропадает – в мае этого года сотрудники совершили профилактический визит на предприятие ООО «Тасеевское», которое сейчас занимается разведкой и добычей золота из отходов Балейской золотоизвлекательной фабрики. В тот же период времени была обследована акватория реки. На третий квартал этого года запланирован профилактический визит на «Омчак».
«В настоящее время введены ограничения на проведение внеплановых проверок и административных расследований. В случае выявления нарушений, не представляющих угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также по фактам причинения такого вреда; угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения, предприятию выдается предостережение о недопустимости нарушений требований», - сказано в официальном ответе.
Об экологических проблемах Балейского района будет еще сказано немало, но главная проблема здесь, пожалуй, не столько в деятельности официальных предприятий, сколько в невозможности оперативно выявить и пресечь тех, кто, действительно, вредит экологии и экономике. Еще одна неочевидная проблема – это недостаточная информированность населения. Смеем предположить, что многих вопрос удалось бы избежать, если бы местные жители четко понимали, что происходит на их земле, и когда это закончится.