«Берегите себя! Медикам тяжело»: Немакина ответила на вопросы читинцев о COVID

Глава Минздрава Забайкалья рассказала о вакцине, QR-кодах и кадрах

«Мы обращаемся к людям: «Пожалуйста, берегите себя!». Нам тяжело. Представьте, на 20 тыс медиков приходится только 12 тыс больных коронавирусной инфекцией. Понимаете? А у нас есть еще экстренная и плановая медицинская помощь, ведь и другие болезни никуда не исчезли». Так на встрече с читинскими депутатами объяснила сложившуюся в условиях пандемии коронавируса ситуацию и.о. министра здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина.

Глава Минздрава Забайкалья рассказала о вакцине, QR-кодах и кадрах
Оксана Немакина на заседании в думе Читы. фото Ларисы Семенковой

Резервы коек исчерпаны. Кто их занимает?

Сначала глава министерства ответила на собранные для нее депутатами письменные вопросы читинцев. В частности, пояснила, что последние 1,5 недели заболеваемость коронавирусом в регионе находится на «относительно стабильном высоком уровне».

«Ежесуточно около 370 случаев прироста получаем по краю, - уточнила Немакина. – Мы его стабилизировали. Рост идет, но каждый день примерно одинаковый, и с ним здравоохранение, слава Богу, пока справляется. Сейчас в обороте медицинских организаций находятся более 12 тыс пациентов с коронавирусной инфекцией. 80% из них - на амбулаторном лечении и 20-30% – в стационарах».

При этом она обратила внимание на то, что 11,9% из пациентов моностационаров - «тяжелые» и находятся в реанимациях, 74% - со средней степенью тяжести в общих палатах, но тоже нуждаются в респираторной поддержке и еще 13,6% - с легким течением коронавируса. О последних рассказала подробнее.

«Это пациенты старше 60 лет, которые должны быть обязательно госпитализированы, невзирая на степень поражения легочной ткани, а также пациенты, находящиеся в моностационарах по эпидемиологическим показаниям – проживающие в общежитиях и иногородние. Больше всего госпитализированных старше 60 лет, они сегодня - самая уязвимая группа населения», - пояснила Оксана Немакина.

Что касается количества мест для заразившихся COVID, то в Забайкалье открыт 21 стационар и отделение, но заполнение коечного фонда очень высокое. И.о. министра признала, что одной из самых обсуждаемых мер до сих пор остается создание моноотделения в краевом перинатальном центре ККБ. Напомним, она уже заявляла, что это последний резерв региона в данной области.

При этом Немакина заверила, что в крае не прекращаются оказание плановой и экстренной медпомощи, отменена лишь общая диспансеризация (перенесшим COVID она проводится). «Поэтому закрывать «под коронавирус» еще какие-то койки мы не сможем, - подчеркнула глава министерства. – Больше резервов нет. Если снова получим рост заболеваемости, разворачивать коечный фонд негде».

Вакцина не ради здоровья, а ради выхода в кафе

фото пресс-службы Минздрава края

А чтобы не допустить нового витка пандемии, по словам Оксаны Немакиной, необходимо вакцинироваться и соблюдать введенные ограничения. Но в этих вопросах сознательность подводит забайкальцев. И.о. министра уточнила – после введения системы QR-кодов количество прививок увеличилось с 800 до 5 тысяч в сутки – и это положительный момент. Однако тут же посетовала, что земляки массово пошли вакцинироваться не из заботы о своем здоровье и жизни близких, а потому, что хотели попасть в торговые центры или общепит.

Как пример, она привела снижение вспыхнувшего по началу интереса забайкальцев к однокомпонентной вакцине «Спутник Лайт». «Иммунитет после этой прививки вырабатывается точно также, как после двукратной – только через 21 день. И портал Госуслуг сейчас выдает сертификат тоже только через 21 день. Так что даже после «Спутника Лайт» уже нельзя получить сертификат на завтра. Естественно, интерес у граждан упал», - отметила глава министерства.

Очереди же возле прививочных кабинетов она объяснила тем, что заранее на определенное время записывается очень небольшое количество желающих. Также оказалось, что пункты вакцинации вне медучреждений более популярны, так как люди опасаются заразиться различными инфекциями при случайном контакте с пришедшими на прием.

«К сожалению, в Сети распространяется очень много информации от так называемых ковид-диссидентов и антиваксеров. Верить этим сомнительным сообщениям больше, чем медицинским работникам - очень плохое решение», - предупредила Немакина.

Она обратила внимание, что забайкальский Минздрав активно ведет свои каналы во всех соцсетях и организует прямые эфиры со специалистами, к которым можно обратиться онлайн и получить достоверные сведения. Также и.о. министра подробно ответила на наиболее популярные вопросы - как получить QR-код и где пройти вакцинацию.

«Если человек перенес коронавирус бессимптомно, не подозревал об этом и не обращался за медицинской помощью или знал, но болел легко и не вызвал врача, то он не внесен в единый реестр. А, значит, даже при предоставлении справки об антителах, QR-код этот человек получить не может. Таких вопросов по России очень много, и Минздрав РФ сейчас думает, как правильно поступать в этих случаях. Уровень антител – не показатель нормального иммунитета. Поэтому обязательно прививаться и ревакцинироваться», - уточнила Немакина.

Забайкальцам же с подтвержденными медотводами, для которых пока специальных QR-кодов не ввели, глава министерства посоветовала быть осторожнее, так как «справка не защищает от коронавируса». При этом она признала, что вакцина от COVID - тоже не всеизлечивающая «кремлевская таблетка», но это гарантия более легкого течения заболевания, а для некоторых - настоящий «барьер», через который вирус не пройдет даже в семейном очаге заражения.

«В стационарах лежит не более 3% вакцинированных, - отметила и.о. министра. – И это пациенты с большим количеством сопутствующих заболеваний. На первом месте – люди с сахарным диабетом (ожирением). Чуть меньше – с серьезными заболеваниями сердечнососудистой системы. Так как вирус усугубляет течение хронических заболеваний, в данном случае неважно – привит человек или нет».

Однако процент сохранения жизней даже таких «тяжелых» пациентов в Забайкалье, по ее словам, очень высокий. Наш край занимает по данному показателю седьмое место среди регионов ДФО, а вот по темпам прироста заболеваемости – на третьем. 

«Мы не будем жить так все время»

Введенные в регионе ограничительные меры Оксана Немакина считает адекватными, так как именно благодаря им был стабилизирован прирост заболеваемости и увеличено количество вакцинированных. «Другое дело – как эти меры реализованы, - сказала она. – Вопрос не в том, какие меры дополнить или какие из них адекватные/неадекватные, а в том, чтобы исполнять хотя бы те, что приняты».

Глава министерства посетовала, что некоторые читинские увеселительные заведения, несмотря на запрет, работают по ночам и проверяющие могут попасть туда только с полицией. Также она раскритиковала перенос контроля QR-кодов со входа торговых центров на кассы. «Вот здесь можно было бы, конечно, ужесточить», - отметила Немакина.

Одобрила и.о. министра и возможное введение QR-кодов для проезда в общественном транспорте, уточнив, что тогда надо будет решить вопрос с людьми, имеющими медицинские отводы от вакцинации.

«Эти меры временные - на тот момент, когда у нас очень серьезная эпидемиологическая обстановка. Ограничения будут сняты. Мы не будем жить так все время», - подчеркнула она.

«Нас не хватает!»

фото пресс-службы Минздрава края

Один из депутатов рассказал историю вызова в 8 вечера «скорой помощи» пожилому мужчине с поражением легких более 60%. После 10-минутного ожидания ответа диспетчер заявил, что сначала дедушку должен осмотреть терапевт и, если врач посчитает нужным, сам вызовет «скорую».

«Человеческий фактор никто не отменял, - отозвалась Оксана Немакина, заверив, что этот случай уже рассмотрен министерством. – Бывают у нас моменты, когда неправильно понимается и передается информация. Не могу сказать, что медицина работает без ошибок. Ошибки случаются».

В таких случаях она посоветовала обращаться на «горячие линии» краевого Минздрава, где все вопросы проходят через отдел контроля качества и специалисты стараются установить с пациентами обратную связь.

«Когда был самый пик, наша «скорая помощь» обрабатывала до 800 вызовов, - пояснила и.о. министра. - Можете себе представить? Причем, диспетчерам зачастую приходится отвечать на вопросы для «горячих линий» и выслушивать истерики от звонивших – конечно, люди боятся за собственные жизни и за близких, но есть случаи, когда вызов «скорой» нецелесообразен».

Немакина отметила, что уже увеличено и количество диспетчеров «скорой», и на «горячих линиях» по каждому вопросу консультируют до 9 специалистов. «И все равно нас не хватает! – признала она. - Телефоны разрываются настолько, что порой действительно люди не могут дозвониться. Бывают такие сбои. Я прошу прощения…»

Другой депутат также указал на случай длительного ожидания «скорой помощи», когда родственники сами готовы были привезти заразившегося COVID в больницу, но без осмотра врача его не принимали.

«Около 20% звонков передается на амбулаторное звено, потому что не всем требуется экстренная помощь, - ответила глава министерства. – Госпитализация не показана людям младше 60 лет с незначительными симптомами, КТ-1 и температурой ниже 39º. К ним на дом придет доктор. Причем диспетчер «скорой помощи» сам передаст эти вызовы врачам на следующий день. Поэтому он и спрашивает, вызывали ли к пациенту терапевта. Остальные вызовы выстраиваются в очередность. Если огромное количество обращений, приоритет отдают людям с признаками тяжелого заболевания – клинической отдышкой, высокими показателями лихорадки, возможной серьезной степенью поражения легких».

Что касается самостоятельной доставки пациента в моностационар, Оксана Немакина предупредила – это можно делать только спецтранспортом, так как вирус «живет» на поверхностях как минимум 72 часа. Поэтому заразившимся нельзя пользоваться троллейбусами, такси или маршрутками.

«В Москве медорганизациям помогают «COVID-такси» - специальными автомобилями с водителями в защитной одежде, которые снимают часть нагрузки со «скорой помощи». Но это специальные такси, у нас таких нет!» - подчеркнула и.о. министра.

Еще один депутат передал жалобу от читинца, который, по его словам, с июля не может попасть в поликлинику к гастроэнтерологу по полису ОМС. «Ощущение, что на фоне COVID стали забывать о текущих приемах», - отметил он. Однако Немакина заверила – причина не в «перекосе» на обслуживание пациентов с коронавирусом, а, скорее всего, в отсутствии кадров. Она посоветовала в таких случаях обращаться к заведующим поликлиниками. «Когда в медучреждении не хватает сотрудников, определяются часы приема специалистами, которые могут приехать из другого подразделения», - уточнила глава министерства.

Одной из причин обострившейся с пандемией кадровой проблемы, она с сожалением назвала кратную разницу зарплат персонала в обычных медучреждениях и моностационарах. Из-за этого, по словам Немакиной, многие медики оставили свои профильные места и такая ситуация характерна для большинства регионов. Однако забайкальский Минздрав работает над пополнением рядов специалистов – «возвращаются даже с Магадана, причем, не в столицу, а в районы края». В частности, по программам земских врачей и фельдшеров, заверила глава ведомства.

«Была проведена огромная работа по формированию предложений для поддержки кадров от ДФО, и они будут озвучены президенту РФ на Госсовете», - рассказала Оксана Немакина, поблагодарив коллег, которые остались работать для земляков.

В ответ депутаты предложили создать «забайкальский антиковидный фронт» - при координации Минздравом края объединить деятельность волонтеров, муниципальной власти, медицинских и общественных организаций для профилактической работы и контрольных мероприятий по соблюдению ограничений. И.о. министра инициативу поддержала и пообещала проработать ее вместе с думой.

Депутат думы Читы, врач-эндокринолог Ольга Серебрякова работает в "красной зоне". фото с сайта думы Читы

Сюжет:

Коронавирус Забайкалье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру