Руководитель организации-заказчика конкурсной документации на карте показал читателям «МК в Чите», по каким улицам троллейбусы поедут в поселок Текстильщиков, объяснил, почему нецелесообразно пускать их по путепроводу каштакской развязки и рассказал, какая линия может стать бонусом к этим двум.
«ДЕПО – Каштак» и царь-лужа в Царском
«На протяжении последних 6 лет попытки проектирования троллейбусной линии в микрорайон Каштак предпринимались неоднократно. Некоторые из уже имевшихся материалов мы предполагали использовать в новом проекте, - пояснил Александр Вишневский. - Вариантов было два: продлить до Каштака маршрут №6 или маршрут №1. Троллейбусное управление остановило выбор на «единице», что потребует дополнительно поставить на эту линию еще 20 троллейбусов».
Он уточнил, что в отправной «точке А» – ДЕПО – увеличат мощность тяговой подстанции для обеспечения электричеством почти трехкилометрового отрезка пути. Конечная «точка Б» будет располагаться в районе пересечения Карповского тракта с ул. Просторной - напротив ТЦ «Гуран», где уже построена разворотная площадка для троллейбусов и маршрутных автобусов.
«Сначала рассматривалось устройство там диспетчерского пункта, но от него отказались из-за близости основного ДЕПО», - отметил собеседник портала.
Еще одно принципиальное решение – троллейбусы будут ходить под путепроводом двухуровневой транспортной развязки. Конечно, пустить их «по верху» проще, но тогда пришлось бы лишить читинцев остановки возле жилого и торгового комплексов на кольце».
Новая линия предполагает сохранение ныне существующих остановок вдоль ул. Красной Звезды и Карповского тракта. Причем, некоторые из них оставят только для маршруток.
Всего, по словам Вишневского, на текущий момент рассматривается открытие 12 троллейбусных остановок в обоих направлениях. Если ехать из Северного в Каштак: в микрорайоне Царском, возле ТЦ «Арена», уже упомянутая в районе кольца, две в Каштаке и конечная. При этом с разворотной площадки в сторону микрорайона Каштак собираются сделать пешеходный переход со светофорным регулированием.
«Также в проекте заложены мероприятия по отводу дождевой воды на пересечении улиц Красной Звезды и Ковыльной. Не секрет, что там регулярно образуется большая лужа, а при ее глубине более 15 см эксплуатация троллейбусов запрещена», - сказал руководитель учреждения.
Параллельно со строительством каштакской линии на конечной остановке «единицы», возле Дорожной клинической больницы, капитально отремонтируют диспетчерский пункт, а рядом, на месте пустыря, сделают площадку для стоянки троллейбусов.
В случае положительного заключения экспертизы, к реализации проекта городские власти приступят в 2020 году. По оценке заказчика, строительство линии много времени не займет. «Затормозить» процесс может лишь изготовление и поставка электрооборудования для модернизации тяговой подстанции №7, расположенной на территории троллейбусного ДЕПО. Сам процесс замены оборудования тоже далеко не прост – его будут осуществлять без отключения электроснабжения самого ДЕПО и питаемых от него участков контактных сетей.
Три варианта дороги и кольцо на КСК
«Маршрут «Сосновый бор – КСК» нам достался в нулевой стадии разработки, - открыл исполосованную разноцветными линиями карту города Александр Вишневский. – Как альтернатива рассматривается линия «ДЕПО – КСК», но основным сейчас считают продление существующего маршрута №3».
Так как конкурс на создание проектно-сметной документации только объявлен, участки новой линии имеют несколько вариантов исполнения. Единственный, от которого отказались – через так называемую «пьяную дорогу».
«Запуск троллейбуса через ул. Ковыльную с выходом на ул. Олимпийскую посчитали нецелесообразным, так как этот участок при большой протяженности мало заселен. Хотя, наверное, это был бы исключительный случай – когда транспортная инфраструктура опередила бы всю остальную – жилую, торгово-обслуживающую, прокладку инженерных коммуникаций…», - с сожалением констатировал собеседник портала.
При взгляде на карту вспоминается былинный камень. Тот, на котором написано, что будет, если «направо (налево, прямо) пойдешь…». Визуально его можно поставить на пересечении проспекта Белика с ул. Комсомольской.
«Заданием предусматривается три варианта проведения линии, - пояснил Вишневский. - Вариант №1 (на карте обозначен зеленым цветом) совпадает с маршрутом, по которому сейчас ездят все перевозчики и пролегает по улицам: Крымской – Байкальской – Суворова – Авиационной – Рахова. Из «минусов»: «зигзаги» по промзоне и троекратное пересечение железнодорожных путей.
Вариант №2 (оранжевая линия) уходит по проспекту Белика до пересечения с ул. Крымской. А вот дальше его продолжение возможно лишь в случае передачи в муниципальную собственность части аэродрома «Черемушки». Этот путь самый короткий и прямой из всех. Однако на «пунктирном» участке от Белика до ул. Рахова не предполагает ни одной остановки, а, следовательно, будет иметь «нулевую» окупаемость. Есть еще и существенный риск – в случае поломки троллейбуса, там образуется огромная «пробка».
Вариант №3 (синяя ветка) – это продление маршрута «тройки» от ТРЗ по путепроводу, далее по проспекту Советов – ул. Карла Маркса – ул. Кирпично-Заводской – ул. Проектной. Тут придется реконструировать мост через Читинку по ул. Комсомольской и путепровод на проспекте Советов, а на ул. Проектной построить путепровод через ж/д пути. Но последние два объекта будут реализованы по отдельной федеральной программе, потому что их невозможно включить в программу «Чистый воздух», по которой мы надеемся получить финансирование на строительство троллейбусных линий. Несмотря на то, что данный маршрут самый длинный и потребует масштабных подготовительных работ, он наиболее рентабельный».
Чуть меньший выбор предстоит сделать после ул. Рахова – пустить троллейбусы по ул. Ивановской или по параллельно идущим ей улицам, поскольку они пролегают за пределами водоохранной зоны Кенона.
«Окончательный маршрут утвердят после проектной экспертизы в 2021 году, - уточнил заказчик. - Но какой бы путь не выбрали, пересечение ул. Ивановской с проспектами Фадеева и Маршала Жукова придется переоборудовать в транспортное кольцо».
От кольца движение троллейбусов рассматривается как по сквозной схеме, так и по кольцевой. Для обеспечения движения троллейбусов с заданным пятиминутным интервалом планируется построить ДЕПО №2. Комплекс сооружений на 50 машин собираются возвести на пустыре в районе краевой психиатрической и инфекционной больниц. Из ДЕПО №2 до Ивановского кольца будут добираться через улицы Труда, Космонавтов и проспект Фадеева.
«В итоге протяженность новой ветки составит около 15,5 км, - подсчитывает руководитель учреждения. - Из них реконструкции подвергнутся примерно 10 км улиц. Наименее сложная часть подготовки маршрута, которая будет осуществляться прежде всего – капремонт проспекта Белика и ул. Бабушкина. По последней «тройку» хотят направить от пересечения с ул. Баргузинской до Центрального рынка, поэтому в первую очередь придется расширить участок от ул. Горького до ул. Журавлева. Однако для этого потребуется выноска и переустройство многочисленных коммуникаций и сетей жизнеобеспечения, которые проходят под дорожным полотном».
Вторым этапом строительства Вишневский назвал подготовку одного из трех обозначенных выше вариантов движения. Затем займутся строительством кольца и ДЕПО №2.
Тот самый бонус
«В случае реализации третьего варианта маршрута на КСК есть возможность сделать ветку от памятника железнодорожникам на ул. Карла Маркса до ЗабИЖТа, - предположил собеседник портала. - Здесь разговор может идти о маршрутах «ДЕПО – КСК» и «Сосновый Бор – ЗабИЖТ» или наоборот».
Он считает, что грамотный подход даст возможность качественно преобразовать транспортную систему Читы в целом, хотя при этом не надо забывать и о вкладе в достижение главной цели нацпрограммы «Чистый воздух» - снижении содержания вредных веществ в воздухе и улучшения экологической обстановки в городе.
На скептицизм, с которым некоторые земляки относятся к строительству троллейбусных линий, Александр Вишневский отвечает так: «Несмотря на то, что новый троллейбусный маршрут до поселка Текстильщиков из-за его масштабности удастся запустить не раньше, чем через 4 года, я уверен – проделанная нашими специалистами работа не ляжет в долгий ящик, потому что иной возможности, кроме как реализуемая сейчас программа «Чистый воздух» Чите может не представиться».