«Московский комсомолец в Чите» в рамках спецпроекта «Прямой контакт» продолжает знакомить наших читателей с новыми лицами в забайкальском кабмине и за его пределами. Об одной из главных проблем региона – дорогах, а также рабочем, личном и многом другом мы поговорили с руководителем недавно созданного министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Алексеем Гончаровым.
Песня о каторжном крае
- Алексей Николаевич, вы же родились далеко от Читы – в Воркуте, насколько мы знаем. Что же вас привело в Забайкалье?
- Все просто. Меня пригласили работать в «Читаэнергосбыт». Но уже тогда я много знал о Забайкалье. Первый раз об этом регионе я услышал в детстве в песне Александра Розенбаума «Кандальная». Этот исторический момент - пересылка на каторгу под Нерчинск в Акатуйский рудник - меня заинтересовал. Потом, когда подрос, изучил эту тему чуть больше. Еще мне очень нравится природа, я всегда хотел побывать на Байкале, поэтому два региона - Забайкалье и Бурятия - мне были очень интересны.
- Вы уже тогда решили, что будете жить здесь?
- Да. По крайней мере, с точки зрения работы в «Читаэнергосбыте», ведь я планировал прийти туда надолго. Так получилось, что свою задачу я там выполнил, на мой взгляд, за два года. И теперь я здесь, здесь родилась моя младшая дочь. Я не против, чтобы Забайкалье стало моей второй Родиной.
- Ваша биография тесно связана с энергетикой. Насколько строительство и дорожное хозяйство соотносится с этой сферой?
- У меня два образования. Первое – «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», второе – «Национальная экономика» со специализацией «Отраслевые рынки». Получая высшее образование, мы, в первую очередь, учимся учиться и самостоятельно получать навыки и знания. Кроме того, мне интересна отрасль строительства. Я занимался строительством в энергетической компании, я немало знаю в этой отрасли. Мне хочется что-то сделать для Забайкалья, принести пользу жителям.
- Переход из топ-менеджмента энергосбытовой компании в чиновники высокого ранга - это рост или шаг назад?
- Для меня самое худшее - это стабильность и стагнация. Стабильность противоречит физике. Мы живем в трехмерном пространстве, но у нас еще есть время, которое всегда движется вперед. Если ты стабильно стоишь на месте, значит относительно времени ты идешь назад. Я никогда не жалел о принятых решениях, и каждый мой шаг был направлен, как минимум, на собственное развитие.
«Работы у меня предостаточно»
- Как вы оцениваете состояние дорог в Забайкалье? Какой масштаб проблемы?
- В Забайкалье 22 тысячи километров дорог. Из них региональных 7,5 тысяч км, 1,8 тысячи - это федеральные и 12,5 тысяч - местные дороги. Федеральные дороги практически все находятся в нормативном состоянии, а вот дальше начинаются проблемные вопросы. Только 26% региональных дорог находятся в нормальном состоянии, а местным дорогам, если говорить откровенно, далеко даже до такой оценки. Работы в этом направлении у нас предостаточно.
- Как вы считаете, до реорганизации министерства территориального развития работа по решению этих проблем велась эффективно?
- Эту историю я бы привязал к участию региона в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». К нему мы подключились только с этого года, в то время как многие регионы в этом проекте уже давно. Он рассчитан до 2024 года включительно. За это время мы должны привести в порядок 1078 км дорог, что составляет 41% от целевого показателя. Тут стоит уточнить, что президентом России для дальневосточных регионов поставлена задача поднять этот показатель до 50,9%, т.е. до среднероссийского уровня. Сейчас мы принимаем решения, чтобы выполнить эту установку.
Кроме этого, мы должны отремонтировать 207 км дорог в читинской агломерации - это дороги краевой столицы и Читинского района.
Помимо нацпроекта, еще есть план развития центров экономического роста, по которому мы также должны отремонтировать центральные улицы в райцентрах Забайкалья.
- Что-то мешает этим заниматься? Может быть, недостаток финансирования или организационные моменты?
- Давайте говорить откровенно: наше министерство было создано уже в процессе реализации нацпроекта. Это несколько усложнило работу – пришлось перезаключать соглашения и с федеральным центром, и с местными властями, что заняло немало времени. Тем более, Забайкалье участвует в таком масштабном и важном нацпроекте впервые. Сейчас мы учимся, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок, не наступать на «грабли».
- Я правильно понимаю, что денег и кадров хватает?
- Конечно, хотелось бы больше денег, чтобы привлекать больше организаций, чтобы 100% дорог Забайкальского края привести в нормативное состояние, соединить с федеральными трассами все райцентры. Хочу еще заметить, что из-за длительного недофинансирования в крае практически отсутствует проектно-сметная документация на новое строительство. А та документация, которая была, не подходила под проект.
Кстати, после прошедшего на этой неделе в Москве совещания в Минтрансе, в котором принимал участие врио губернатора Забайкальского Александр Осипов, было принято много положительных решений для Забайкальского края.
Контроль и планомерная работа
- А с кадрами как обстоят дела? Насколько мы знаем, нередки случаи, когда подрядчики не выходят на аукционы.
- Есть проблема, когда нет предприятий, заинтересованных в участии в аукционах. Идеальный вариант, когда на один аукцион выходит несколько участников, тогда можно говорить о достаточном развитии отрасли. Мы стремимся к тому, чтобы количество организаций-подрядчиков увеличивалось, чтобы росло число инвесторов, чтобы нам доверяли. Пока для решения проблемы помимо местных организаций, нам приходится привлекать подрядчиков из других регионов.
- Сколько контрактов планировалось заключить в этом году, и есть ли такие объекты, по которым контракты «зависли»?
- В этом году планировалось заключить 16 контрактов. На данный момент не заключен только один: объект находится в Карымском районе - это реконструкция моста через Ингоду в Дарасуне. По этому объекту желание участвовать в торгах изъявили несколько участников. И это несомненный плюс. Сейчас там идут общественные слушания. Подчеркну, что на целевые показатели этот объект не повлияет.
- Не секрет, что качество дорожных работ иногда оставляет желать лучшего. Кто и как контролирует подрядчиков?
- Приемка работ осуществляется обязательно с результатами исследований лабораторий, то есть делаются вырезки асфальта и его качество оценивают специалисты. Кроме этого, на места в обязательном порядке выезжают и представители министерства, и «Службы заказчика», и профильных организаций, а также общественники. Контролируется график выполнения работ. К сожалению, случаи «выпадения» из графика есть. Каждый такой инцидент рассматривается, и по нему принимается решение, как из такой ситуации выходить.
- И много таких случаев?
- В общей массе - нет.
- Как, на ваш взгляд, новые и отремонтированные дороги повлияют на экономику региона?
- Вообще, инфраструктура, на мой взгляд, является фундаментом для роста экономики. Представим, что я предприниматель из Газ-Заводского района. Мы понимаем, что при нынешнем состоянии дорог, я лишний раз не хочу ехать в краевой центр. Но, если дорога будет хорошей, моя работа станет проще и эффективней. Вообще, на мой взгляд, дороги - это двигатель экономики. Это достаточно рано поняли в Китае, и там в определенный момент времени дороги строили усиленными темпами.
- Вопрос из разряда «помечтать»: можно ли обозначить время, когда забайкальские дороги станут приводить в пример?
- Учитывая то, что регионы страны развиваются неравномерно, говорить о каких-то прогнозах сложно. Для этого нужен и экономический, и социальный прорыв. Можно, конечно, добиться этого ударными темпами, но это потребует огромного количества денег. Для того, чтобы наши дороги стали эталонными, нужна долгая и планомерная работа.
- Спасибо за беседу.