Статья основана на материалах уголовного дела. Изложенная в ней информация является данными следствия. Лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Два замка
Всё в деле экс-мэра вертится вокруг двух дворцов. Первый – крупнейший в Чите частный детский сад «Радуга» на улице Матвеева, построенный предпринимателем Ольгой Левочкиной. Она и сейчас числится его учредителем. Второй дворец поменьше. Он представляет собой дом экс-сити-менеджера, где бывший руководитель вместе с супругой вечерами пил чай после напряженных будней на работе. Это здание на 2-й Родниковой в Атамановке, кстати, имеет наибольшее значение для следствия и гособвинения. Предполагается, что дом и мебель в нем – взятки.
Показания Левочкиной на Олега Кузнецова появились после ареста бизнес-леди и ее мужа, гражданина КНР Синь Сиюмина по делу о контрабанде леса в Китай. Они позволили возбудить и расследовать одно из наиболее резонансных коррупционных дел в истории Забайкальского края. Большое красивое здание с башнями, на открытии которого Кузнецов радостно хлопал в ладоши, как оказалось, появилось в Чите не без помощи бывшего главы администрации.
«В период с апреля по август 2016 года Кузнецов, находясь на территории города Читы, являясь должностным лицом (…) в корыстных побуждениях, осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий (…), достоверно зная в силу служебных полномочий, что Левочкина, осуществляющая деятельность по извлечению прибыли в сфере дошкольного и школьного образования в городе Чите, и ее супруг Синь Сиюмин, осуществляющий действия в области строительства на участке земли Матвеева,12, (…) решил получить от Левочкиной и Синь Сиюмина взятку в особо крупном размере в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера…», - произнес на первом заседании суда советник юстиции, представляющий государственное обвинение.
За этой тяжелой для неподготовленного слушателя формулировкой из обвинительного заключения скрывается банальная и всем понятная схема, когда чиновник оберегает своего подопечного, решает его проблемы, помогает ему расти. В ответ благодарный предприниматель за доброту и отзывчивость руководителя на высоком посту освобождает его, например, от оплаты строительных работ, приобретения новой мебели и других совсем ненужных чиновнику затрат. Все в итоге остаются довольны. Старая, как мир, схема работает без сбоев. Ну, почти…
Переходим к эпизодам. Их в этом деле несколько. Первый отраженный в материалах дела факт небескорыстной дружбы предпринимателей и экс-сити-менеджера датируется 2016 годом. Тогда, полагает следствие, ныне подсудимый Кузнецов дал распоряжение сотрудникам комитета градостроительной политики администрации Читы выдать частному детскому саду «Радуга» разрешение на ввод в эксплуатацию здания на Матвеева. Благодаря помощи авторитетного руководителя в Чите открылся едва ли не самый дорогой во всех отношениях детсад, где цены на услуги одни из самых высоких в городе. Взамен в период с июля по август 2016 года Кузнецов, считают следователи, лично передал супругу Левочкиной (с ним экс-мэр установил приятельские отношения) предложение профинансировать полезный проект – облагородить участок вокруг дома Кузнецова в Атамановке. Сама Левочкина с Кузнецовым не разговаривала.
Несмотря на отсутствие прямого контакта с Олегом Васильевичем, предприниматель откликнулась на просьбу чиновника. Чтобы сити-менеджеру с супругой жилось комфортнее, за свой счет бизнесмены привели в порядок подъезд к его дому и придомовую территорию. Заплатить за это пришлось около 2,3 млн рублей.
«МК в Чите» 17 февраля побывал у дома, который фигурирует в уголовном деле. Возле него расположены два кармана-парковки, ровный подъезд. Все вполне прилично. Остальные вложения скрыты за высоким забором из профлиста.
Второе желание своей персональной золотой рыбке Кузнецов загадал в том же 2016-м. Как указано в материалах дела, будто в наказание за нечестность в ноябре этого года в доме бывшего главы администрации произошел пожар. Здание нужно было срочно восстанавливать. Тогда за «общее покровительство и попустительство» Кузнецов попросил уже упомянутых бизнесменов вернуть дому былую красоту и обставить обитель сити-менеджера приличной мебелью.
Рыбка, извините, Левочкина, снова не отказала. Мебель и предметы интерьера обошлись еще почти в 700 тысяч. Кухонный гарнитур с «островом» и качественной столешницей стоил им почти полмиллиона рублей. За раздвижной стол и шесть стульев, на одном из которых потом сидел экс-сити-менеджер, заплатили 64 тысячи рублей, за комплект мебели для прихожей - 26 тысяч рублей. Еще в мэрском доме появились элементы декора, дорогостоящие люстры, потолочные карнизы, шторы, камин. В итоге, второе желание Кузнецова стоило предпринимателям не менее 7 млн 652 тысяч рублей.
Два этих случая легли в основание уголовного дела. Если принимать доводы следствия за факты, то желание теперь безработного Олега Кузнецова жить в комфорте за чужой счет ему уже стоило года жизни в СИЗО.
Что касается взяткодателя, Ольги Левочкиной, то сейчас она находится под защитой одного из положений Уголовного кодекса. Согласно примечанию к статье 291 УК РФ, «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки».
Отчуждай и властвуй
Но во всех по-настоящему русских сказках, как мы знаем, у главного героя желаний как минимум три. Эта история – не исключение, лишь с той оговоркой, что два последние «хочу» экс-чиновника так и не были исполнены.
Снова вернемся к материалам дела. В период с марта по июнь 2016 года, по данным следствия, Олег Кузнецов предложил Ольге Левочкиной принять участие в торгах за городское имущество по адресу Балябина,15. Согласно данным публичной кадастровой карты, по этому адресу сейчас находится 808 квадратных метров частной земли, предназначенной для размещения административно-офисного здания. По факту там располагаются увеселительные заведения. Левочкина, к слову, тогда согласилась, но победить в аукционе ей так и не удалось. В торгах одержал победу другой человек. Кузнецов не смог повлиять на результаты аукциона.
Выгодная дружба Кузнецова с союзом Левочкиной и Сиюмина подходила к концу. Последним эпизодом в деле экс-главы администрации стала попытка завладеть муниципальной собственностью возле Объездного шоссе. По данным следствия, в период с мая по сентябрь 2018 года Кузнецов связался с председателем комитета по управлению имуществом администрации Читы Еленой Глущенко и дал ей указание расторгнуть договор ответственного хранения строений №1,3,4,5,8,10 на Объездном шоссе,29 с фирмой «Руэк-Грэс» депутата городской думы Александра Прокопенюка. Вскоре аналогичный договор заключили с Ольгой Левочкиной. Далее по схеме муниципальную собственность передали на краевой уровень – в департамент госимущества и земельных отношений Забайкальского края.
Следствие уверено, что строения должны были перейти в собственность Левочкиной, но сделать этого тогда не успели. Левочкина с мужем были арестованы, а вскоре и Олег Кузнецов переехал в камеру читинского следственного изолятора. На этом дружба бизнеса в лице Лучшего предпринимателя Забайкальского края 2016 года и экс-мэра, а позже первого замминистра ЖКХ была закончена.
Сказке пришел конец. Началась реальная жизнь. Сегодня все предполагаемые участники преступных схем находятся под судом. Кованные ворота, ведущие к дому Олега Кузнецова, начали облазить, парковки у коттеджа покрыты толстым слоем снега. Тишину обители бывшего руководителя нарушает только лай собаки во дворе. У Ольги Левочкиной, ее мужа и их подельников в рамках дела о контрабанде леса изъяты люксовые машины и десятки миллионов рублей. Но дворцы стоят. «Радуга» продолжает работу, чертоги Кузнецова с виду тоже выглядят вполне презентабельно. Комплекс полуразрушенных зданий на Объездном шоссе,29 (этот адрес указан в обвинительном заключении) открыт для посещения. Ответственно охраняют эти развалены сейчас только местные собаки. О том, как сложится судьба чиновника и его свиты, предпринимателя и ее мужа, красивых дворцов и государственных теперь уже заброшек, узнаем после удара судейского молотка.