Семья из читинской «заброшки»: Чем обернулась история спасения

Что скрывали промерзшие стены, и о чем рассказали их обитатели

Четверо малолетних детей живут с отцом «на голом бетоне» в заброшенном здании. Греются возле костра. Якобы их дом сгорел, а мать оставила малышей. Эта информация звучала, как позывные, на которые по Чите несся автомобиль участников социального проекта «Одни из нас». Семью случайно обнаружил искавший своего питомца собачник. Ее история весь день не давала смолкать телефонам чиновников, сплотила вокруг чужой беды десятки неравнодушных людей и стала подводом для возбуждения уголовного дела. Впрочем, уголовное дело оказалось не одно, а всяких «якобы» - еще больше…

Что скрывали промерзшие стены, и о чем рассказали их обитатели
кадр из видео с ютуб-канала «Одни из Нас»

Семейный очаг в бетонной пещере

Александр Чипизубов обосновался с детьми 5, 6, 10 и 12 лет в одном из пустующих зданий, от которых другие родители наказывают своим чадам держаться подальше. От морозов под -40 семейство отделяли бетонные стены, груды тряпья на грязном полу и уцелевшие стекла над захламленными подоконниками.

Комнату обогревало сложенное из кирпичей подобие печи. Но открытый огонь плохо справлялся со своей задачей. Об этом свидетельствовал пар, в который превращалось дыхание жильцов. Несмотря на «собачий холод», как выразились активисты, в момент их визита один из мальчиков в футболке и легких штанах старательно стирал одежду в тазу. Кстати, выражение было выбрано верно - вокруг чумазых детей носились несколько таких же щенков.

Видеокамера волонтеров выхватывала из сумрака то перепачканные сажей лица малышей, то валяющиеся под их ногами щепки, то растерянного главу семейства, то кастрюлю с варевом… За кадром прозвучало: «Едем без всяких разговоров… Ты что к людям-то не обратился?»

кадр из видео с ютуб-канала «Одни из Нас»

Версия отца

Ответ на этот вопрос уже в квартире волонтера 37-летний Александр Чипизубов представит в своем рассказе. Уверенно смотря в камеру, пояснит, что начало всех бед семьи – купленный на средства материнского капитала в Александровско-Заводском районе дом. Глава семейства сетует – государство «должно было проверить», но «подсунули гнилой». Да и работы в деревне не оказалось.

«Органы опеки просто дали условие – или вы уезжаете отсюда, или мы заберем у вас детей, - излагает отец. - Приехали в Читу, у сестры остановились, я пристроился на кирпичный завод. С металлом начали работать. Потом меня подставили и уволили. Деваться некуда».

Говорит, что сожительницу с малышами (а, несмотря на «оформленную многодетность», с 32-летней Еленой Васильевой они в браке не состояли) пристроил в центр соцобслуживания населения «Берегиня». Сам работал грузчиком за 1,5 тыс в месяц. Потом снял дом, куда и забрал семью. Заверяет, что старшие мальчики ходили в школу, были отличниками. Но якобы последовавшее избиение разрушило едва наладившийся быт. Чипизубов вспоминает, что оказался на больничной койке с травмой селезенки и сломанными ребрами, а женщина с детьми – на улице. В полицию о нападении не заявил, «потому что пригрозили». Тогда уже якобы читинские органы опеки, утверждает он, пообещали забрать детей, если родители не найдут официальную работу.

кадр из видео с ютуб-канала «Одни из Нас»

«Снимал у людей квартиру. Чтобы проживать там, каждый день покупал им бутылку водки и продукты. Они начали воровать у меня деньги. Прихожу с работы, а дети есть просят. Мать пьяная «в дрова», они пьянющие… Короче, я терпел два месяца, в конце психанул и *** (избил – прим. ред.) их всех. Они на меня заяву написали. Вот так у меня получились проблемы с милицией», - поделился мужчина.

После этого «начал скрываться», «металл собирать, чтобы детей хотя бы накормить». Родители с малышами жили сначала в балагане (место бивачного типа – прим. ред.), затем – в шалаше. В «заброшку» семью загнал холод.

Сначала через Васильеву глава семейства «пытался сдавать металл», но не получалось из-за неисправного телефона. Затем, со слов рассказчика, сожительница бросила его с детьми и пропала вместе с уцелевшими после пожара в балагане документами - полисами ОМС и паспортами.

«Два раза меня пытались убить, - не очень связанно рассказал Чипизубов. – (…) Короче, вот так вот я и попал. В конце пытался вырваться, но мне уже выходить нельзя было. Если бы вышел, меня бы захватили и дети остались бы одни. Из-за них мне пришлось скрываться».

кадр из видео с ютуб-канала «Одни из Нас»

Уголовные дела и доводы органов

Однако очень быстро выявились и другие факты. Первым о судимости Чипизубова в Instagram заявил автор проекта «Одни из нас» Евгений Федоров: «У Александра несколько тяжелых статей. Избиения, кражи - все подряд присутствует».

Уполномоченный по правам ребенка в Забайкалье Иван Катанаев дополнил – оказывается, глава семейства находился в федеральном розыске. Когда это стало известно отца детей уже забрала полиция.

В краевом УМВД подтвердили, что мужчина ранее судим и в настоящий момент проходит обвиняемым по уголовному делу о причинении здоровью вреда средней тяжести. Полиция на время расследования взяла с него подписку о невыезде. Однако на заседание суда обвиняемый не явился, поэтому ему заменили меру пресечения на арест и объявили в розыск.

«Все подряд» на КДН в правительстве расшифровали, как 6 разных статей УК РФ, в том числе, за хранение наркотиков. В итоге, вместо уже найденного добровольцами жилья, мужчина оказался в СИЗО, а детей направили в соццентр «Надежда».

фото "МК в Чите"

Впрочем, не осталась без внимания и вторая сторона - должностные лица, на которые в своем повествовании несколько раз жаловался Чипизубов. В УМВД отметили, что полиция Алек-Заводского района дважды передавала в КДН информацию о привлечении Елены Васильевой к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. В первый раз женщина отделалась предупреждением, во второй – штрафом. А региональное СУ СКР возбудило уголовное дело, так как считают – права детей оказались нарушены «в результате ненадлежащего исполнения» сотрудниками органов системы профилактики их должностных обязанностей. Работу забайкальских следователей взял на контроль глава СКР Александр Бастрыкин. Подключилась и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

Органы опеки со своей стороны пояснили – несмотря на наличие жилья в Алек-Заводе, семья год скиталась по разным адресам в Чите. И там, и там попадала в сферу внимания как социально-опасная. В столице региона мать тоже привлекали к ответственности за плохое исполнение обязанностей. При этом, заверили на КДН, Васильева получала все соцвыплаты. Официальные лица из Александрово-Заводского района утверждают - на женщину плохо влиял сожитель, который якобы буквально заставлял ее употреблять алкоголь.

«Под патронатом «Берегини» мать с детьми находились с января 2019 года, - прозвучало на комиссии. - Сотрудники нашли их в сторожке завода и забрали в соццентр. Женщине помогли устроиться на работу, детей лечили. В апреле семья съехала на съемную квартиру, которую тоже подобрали сотрудники соцзащиты. И детей, и взрослых обеспечили всем необходимым. Квартиру они покинули в конце июля, телефон женщины оказался недоступен. В сентябре семью в шалаше на берегу Ингоды обнаружили полицейские. Детей вернули в «Надежду», но через месяц мать их забрала. Она оставила адрес, но по нему органы опеки никого не нашли. С 24 октября семья пропала из поля зрения соцзащиты».

кадр из видео с ютуб-канала «Одни из Нас»

Где мать и сколько у нее детей, неизвестно

Личность Елены Васильевой для широкого круга пока остается загадкой. Известно, что она состояла на учете в наркодиспансере с алкогольной зависимостью. Сын рассказал, что мать в Крещение, 19 января, ушла из «заброшки» за сигаретами и где находится с того времени, они «без понятия».

Кстати, по данным Минсоцзащиты края, у женщины как минимум пять детей. В отношении самого старшего сына Васильева лишена родительских прав. Его опекает бабушка. И по неофициальным данным, делает это весьма успешно – мальчик получает профессию в престижном образовательном учреждении. Информация же о якобы находящейся в доме малютки дочери пока не подтверждена.

Глава министерства Инна Щеглова уверяет – ребята сильно привязаны к биологическому отцу. Особенно девочка, которая не сходила с его рук. Поэтому их разлука стала для детей стрессом. С матерью же, добавил Иван Катанаев, дети жить не хотят. Малыши так обрисовали их семейный уклад: «Папа деньги заработает, принесет, мама пропьет».

Несмотря на ужасные бытовые условия, состояние здоровья малышей первоначально оценили, как удовлетворительное. Визуально из повреждений – лишь царапины на руках, но ближайшее время они проведут на карантине.

Сейчас, пояснил Катанаев, Елену Васильеву разыскивают. Стоит вопрос о лишении ее родительских прав в отношении всех детей. Между тем, губернатор региона Александр Осипов призвал сохранить семью и «окружить заботой» ребят. Для этого выясняют, кто из родных готов взять их себе. По неподтвержденным данным, раньше бабушка хотела оформить опеку над всеми детьми, но дочь не дала этого ей сделать.

кадр из видео пресс-службы Минзащиты края

«Она добрая. Может всех обматерить»

Тем же вечером детей в соццентре навестила и.о. зампреда забайкальского правительства Аягма Ванчикова. Братья на предоставленных пресс-службой видео рассказали ей об оставшихся в Алек-Заводе школьных друзьях, о том, чем занимались после приезда в «Надежду» - поужинали, прошли обследования и «смотрели телек». Правда, не любимые фильмы - «Дедпул» и «Я – легенда», а мультики. Мальчики согласились, что жить в соццентре нравилось, но все равно спросили, заберет ли их отец.

На вопросы старшие ребята отвечали вежливо, а вот установить контакт с малышкой сначала не получилось – к зампреду она подходить отказалась, в игру с подаренным медведем себя завлечь не дала. Оказалось, что бантики тоже не любит – сняла надетое работниками центра украшение, а на спадающую прямо на глаза челку не реагирует.

Когда зашел разговор о них самих, мальчишки смущаясь, соглашались, что добрые и немедленно заступились за сестру, когда гостья в шутку предположила, что та вредная. «Нет, она добрая. Может всех обматерить», - с улыбкой выдал средний брат, к которому все время льнула девочка. «Это вы ее научили?», - осведомилась Ванчикова. «Нет, - заверили дети. – Сама научилась. Слышала на улице, когда мама в Алек-Заводе гулять водила». Девочка, которая прекрасно уловила суть разговора, сначала застеснялась, потом радостно поделилась воспоминаниями. Правда, разобрать, что она произносит, оказалось под силу только братьям. Выяснилось, все просто – «я вдоль забора бегала и услышала».

кадр из видео пресс-службы Минзащиты края

Курение мальчики не одобряют. Более того, младший из братьев хочет стать врачом. За ним тут же повторила сестра. «Ты точно добрый врач будешь или хирург?» - уточнил у нее старший. «А хирурги, что злые?» - удивилась Аягма Ванчикова. «Ну, когда их взбесишь», - пояснил мальчик. Зампред призналась, что по специальности хирург. Дети сначала не поверили, потом признали, что она добрая.

Затем старший озадачил ответом на вопрос, когда вернется в школу. «Когда на комнату поднимусь», - сказал мальчик, попутно выполняя просьбу сестры оторвать от игрушки этикетку и наказывая девочке выбросить бумажку, где положено. «Когда поднимешься?» - попыталась внести ясность Ванчикова. «Без понятия», - отозвался тот. Однако подтвердил, что хочет продолжать обучение.

Во время разговора ребята вели себя смирно, на принесенные зампредом подарки не набрасывались, смеялись и делились друг с другом сладостями. Подумалось: если об отношениях их родителей судить очень сложно, то дети выглядят заботливой и дружной семьей.

Это пока все сведения, полученные «МК в Чите» из официальных источников. Выводы о героях статьи или причинах, по которым они оказались в промерзшей «заброшке» делать рано. Редакция допускает, что часть информации позже может быть опровергнута вновь выявившимися фактами и следит за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру