Забайкальский международный кинофестиваль – это не только одно из ярчайших культурных событий края, но и возможность познакомиться с серьезными фильмами. С каждым годом конкурсная программа становится интереснее, а судить ее членам жюри всё сложнее. О том, какое кино сейчас необходимо России, «МК в Чите» поговорил с председателем жюри ЗМКФ, соавтором сценария к легендарному сериалу «Бригада» Александром Велединским.
- Александр Алексеевич, Россия снова переживает события исторического масштаба, которые рано или поздно найдут свое отражение в кинематографе. Какие фильмы, на ваш взгляд, сейчас нужны молодежи?
- Честно, я не знаю. Мне кажет, это должно быть талантливое кино. Если оно будет таковым, то рано или поздно может стать культовым.
- Как вы определяете, талантливое кино или нет?
- Думаю, талант – это не то, что модно. Талант – это про добро, которое должно быть безусловным. Его нельзя «потрогать». Это дело божеское. Талантливое кино должно вызывать трепет.
- Вы оценивали фильмы конкурсной программы кинофестиваля именно с такой позиции?
- Оценивал по художественным критериям.
- Большой резонанс вызвал недавно вышедший сериал «Слово пацана». Как вы считаете, это то, что нужно сейчас молодежи?
- Я смотрел «Слово пацана» со своими дочками, которым 12 и 13 лет. Мы разбирали каждую серию… Скажу так: родители, воспитывайте детей сами, не надейтесь, что за вас это сделает кто-то другой. Почему-то никто не задается вопросом о том, что смотрели мальчики из «Слова пацана». А ведь они смотрели то самое советское кино, которое все обожают. Не думаю, что поведение зависит от увиденных фильмов, и в воспитательную функцию кино не верю.
Например, я считаю, что «Бригада» - это очень добрый фильм. Я стараюсь снимать для зрителей и рассчитываю на возрастной диапазон от 3 до 99 лет. Кому-то зайдет, кому-то - нет. Кино – это же просто кино. Его можно любить, можно не любить. Но лично на меня некоторые фильмы оказали прямое воздействие и заставили полностью пересмотреть свою жизнь. Это «Полеты во сне и наяву», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сталкер», «Мимино», «Любовь и голуби».
- Вернемся к Забайкальскому кинофестивалю. Скажите, такие события вдали от столиц нужны?
- Да, они полезны тем, что объединяют людей, приносят радость. Кинофестиваль – это возможность познакомить широкую аудиторию не только с отечественными, но и с зарубежными новинками. В России проводят много подобных фестивалей. На некоторых из них я бывал.
- Кинофестивали в провинции могут зажечь «звезды»?
- Думаю, да. Несколько лет назад я вошел в состав жюри фестиваля «Кино без барьеров». Там показывали фильмы про людей с инвалидностями, которые снимали такие же люди. Среди них был парень-колясочник Владимир Рудак, который представил фильм «Ананас» - тоже о парне-колясочнике. Конечно, снято было с огрехами, но фильм талантливый, с иронией – Володя имеет на нее право. Это кино не с позиции «как нам тяжело», а с позиции «надо жить». Я дал ему специальный приз. Мы подружились. Недавно Володя выпустил свой первый профессиональный фильм, в котором снимались известные актеры. Я желаю ему всего наилучшего.
- А талантливым забайкальским режиссерам готовы помочь?
- Ну, мастер-класса в программе нет. Но если мне понравится фильм, и режиссеру потребуется какая-то помощь, да, наверное, помогу. Знаете, есть такое выражение: «Таланту надо помогать, бездарность пробьется сама».
- Что вы пожелаете Забайкальскому кинофестивалю?
- Процветания и людей. В этом визите меня сопровождал Зоригто Кимович. Пока мы ехали из аэропорта, он рассказал мне про Читу, про историю края, показал важные места. Настоящий патриот своего города. Таких людей я и желаю кинофестивалю.
Здесь можно посмотреть фоторепортажи с открытия и закрытия мероприятия.