- Можно сказать, Вы уже хорошо знакомы с Забайкальем. Назовите, пожалуйста, пять своих ассоциаций с нашим краем.
- Наверное, получится больше. В первую очередь – кинофестиваль. Солнце. Александр Яковлевич Михайлов. Багульник. Бурятские юрты и буузы.
- Помните, почему согласились приехать на кинофестиваль в первый раз?
- Считаю, что «лицо фестиваля» – это его знак качества. Убедило имя уважаемого и любимого мною Александра Яковлевича. Я примерно представляла, что может быть, но никаких особенных ожиданий не испытывала, а нас так потрясающе встретили, так оказалось уютно… На тот момент я посещала довольно много фестивалей и по сравнению с ними мне здесь было комфортнее всего. Поэтому с удовольствием приехала позже и в этот раз. Я хочу максимально поучаствовать во всем, чтобы проявить благодарность за теплоту и внимание, подаренные мне организаторами фестиваля и всеми людьми, с которыми я здесь встречалась, которые очень искренне и с любовью отзывались обо мне и о моих коллегах.
- Конечно, Вашим поклонникам в Забайкалье хочется из первых уст узнать о творческих планах. Расскажите?
- На телевидении я сейчас задействована в любопытном проекте – снимаюсь в телесериале про врачей.
Что касается театра, я нахожусь в творческом отпуске, потому что ушла из Московского театра Олега Табакова, где служила еще со времен института. После этого получала предложения поучаствовать в антрепризах, но пока нет желания - либо хочется вдохновения, либо какого-то «накопления», либо еще не попался действительно интересный материал, в который можно полностью окунуться.
- Не собираетесь пойти по пути наставника для молодых талантов?
- По этому поводу у меня есть свои, правда, пока еще не вполне оформленные, представления. И мы даже спорили с Владимиром Львовичем Машковым о том, что я - не педагог. Наверное, мне есть чему научить, но когда у тебя - свои дети, невозможно с «холодным носом» прийти к ученикам. Я для себя поняла, что не могу сейчас тратить все свободное время на преподавание.
Тем не менее, мой наставник Олег Павлович оставил после себя множество учеников, которые опираются на его видение профессии, названное нами «методом Табакова» – мне хотелось бы попробовать создать что-то подобное. Может, это будет не связано с актерским мастерством… Хочется дать возможность нашей молодежи в полной мере проявить себя.
- Это опять же связано с Вашими детьми?
- Знаете, они иногда заставляют искать невероятные возможности. Моя дочь вышивает, вяжет, потрясающе лепит из глины, играет на фортепиано. Если она желает чему-то научиться, мы думаем, как это сделать. Недавно мой ребенок увидел гусли, теперь хочет научиться на них играть. При этом, даже в Москве, очень сложно найти хорошего гусляра. А ведь таких утраченных навыков, ремесел, творческих направлений – «море». Как раз, если глобально говорить о будущем в нашей стране, мне очень хочется, чтобы подрастающее поколение могло творчески себя реализовать. И не только подрастающее – взрослым людям иногда тоже не хватает возможности попробовать себя в чем-то ином.
- Вы сами часто чему-то увлекаетесь?
- Очень люблю познавать новое. Наверное, я себя не ощущаю учителем, потому что все время нахожусь в роли ученика. Иногда у меня одновременно набирается пять мастер-классов или семинаров, которые хочется пройти – от психологии ребенка до какого-нибудь ландшафтного дизайна. Сейчас, например, увлекаюсь славянской письменностью и историей. Поэтому много чего хотелось бы создать. Может, какой-то проект в едином пространстве, который поможет талантливым ученикам найти своих педагогов, а неизвестным педагогам даст возможность реализоваться в преподавании.
- Есть примеры таких проектов?
- Я знаю схожие по мысли. Так, в Москве появились кварталы, жильцы которых организуются по принципу добрососедства и взаимопомощи – один может погулять с собакой соседа, а сам, например, получить от ее хозяина услуги репетитора по иностранному языку… Моя идея еще не вполне оформлена, но эта мне очень близка.
- В Забайкалье Вы тоже прилетели с детьми. Какая у них программа на время этой поездки?
- После перелета они полдня проспали. Я успела съездить на телевидение, вернулась, а они еще спали, причем, так крепко, что было жаль будить. Думала, мы вместе пойдем на открытие кинофестиваля, но не получилось в силу ряда причин и я решила детей с собой не брать, поэтому они с неменьшей радостью отправились на дачу. Но соответствующие их возрасту показы мы в программе отметили и в свои планы включили. Конечно, побываем в красивых местах за городом. Дети уже мечтают о рыбалке, так что у них программа тоже насыщенная.
- Вообще часто берете детей с собой на работу?
- Мне на работе очень сложно находиться рядом с детьми - все мое внимание концентрируется на них. В первый раз это испытала, когда снималась в фильме со своей двухмесячной на тот момент дочерью и даже не могла играть, так как постоянно боковым зрением следила – как она там. Поэтому, чтобы я не думать ни о ком, кроме зрителей, лучше, чтобы детей со мной рядом не было.
- У Вас колоссальное эмоциональное напряжение на работе, дома - семья, которой необходимо не меньше душевного участия, а вокруг еще множество людей, требующих внимания, сил и времени. Как не «заискрить» от перенапряжения и сохранить отношения с дорогими людьми?
- Мне кажется, есть две главные составляющие для сохранения хороших отношений - проговаривать с человеком то, что между вами происходит и, конечно, иметь терпение. Очень понравилась фраза женщины, которая сказала замечательные слова: «Мы родились в то время, когда сломавшиеся вещи не выбрасывали, а чинили». Действительно, большинство уже привыкло – отказаться от чего-то проще, чем «наладить», приложив душевный труд. Думаю, это ключ ко многим вещам. Особенно сейчас, когда столько факторов, которые и физически, и внутренне разделяют людей. Нас ведь постоянно заставляют отдаляться, о чем-то спорить, а надо набраться терпения и понять – нет ничего важнее и дороже того, что мы есть друг у друга. Я постоянно говорю об этом родным, которые живут на Украине. И с друзьями, когда мы чувствуем, что доходим до определенной черты, просто прекращаем все споры, обнимаемся и говорим: «Но я ж тебя люблю!» Это простое напоминание перевешивает все желание во что бы то ни стало отстоять собственное мнение.
- На кинофестивале много говорится о развитии искусства в провинции. Вы считаете, что наставникам надо идти из центра страны к ученикам в регионах или наоборот?
- Я убеждена, что надо нести знания и возможности всем, нельзя их концентрировать в одном месте. Развиваться можно везде, главное, найти людей, которые помогут тебе на начальном этапе и самому не останавливаться, не терять этот приобретенный импульс в будущем. Сейчас немного перекошены авторитеты - люди считают, что важны деньги, карьера, тогда как саморазвитие – это вообще не то же самое, что карьера. Моя дочь рассказывает про своих одноклассниц, на которых в их 15-16 лет родители очень давят, предлагают идти по пути востребованных профессий. Я понимаю, что взрослые делают это из лучших побуждений, но получается, что «гасят» желания самого ребенка. Мне кажется, что совсем скоро в обществе должно наступить время переоценки, переосмысления приоритетов.
- Сами смогли бы служить в провинциальном театре?
- Скажу искренне - пока у меня нет ответа на этот вопрос. С уходом из театра Табакова сдерживающих факторов стало меньше, но они есть - это и родители, и полный переворот сознания, который потребуется... Но никогда не говори «никогда». Я по знаку зодиака «стрелец», поэтому, если вижу смысл и цель, то иду к ней.
- На багуловой дорожке на Вас смотрело множество глаз и, наверняка, кто-то из юных забайкалок очень хотел бы в будущем стать «как Ольга Красько». Можете посоветовать, как добиться своей мечты и не опустить руки, если это будет сложно сделать?
- Как бы ни банально звучало, надо очень сильно верить в себя. Иногда вопреки всему. Но это должна быть не слепая самоуверенность, а осознание собственной уникальности, понимание себя и, прежде всего, «минусов», которые требуют проработки. Эта уверенность должна звучать внутренним голосом, который ни с чем не перепутаешь и который, заглушая все посторонние, говорит: «То, о чем мечтаешь - точно «твое». Чем больше этому голосу доверяешь, чем смелее действуешь, тем правильнее он тебя направляет. А когда ты готов, начинают происходить как бы случайности, которые на самом деле вовсе не являются таковыми. Мы ведь помним, что пчела летит только на созревший цветок.
- В Вашей жизни происходило именно так?
- Очень часто, да. Например, волею судьбы я попала в руки своего учителя Олега Павловича Табакова, затем меня совершенно случайно заметили и пригласили сниматься в кино.
Поэтому надо обязательно идти за своим внутренним голосом и верить – если нас Боженька на землю отправил, значит, мы должны совершить что-то великое. Ведь великое тоже бывает разным - тихое материнство иногда больше, чем, например, потрясания какими-то лозунгами на многотысячную толпу. Кроме того, когда начинаешь думать в «правильную сторону», рядом появляется сначала один единомышленник, потом второй… Вы объединяетесь и, как говорил Константин Циолковский, сила твоя умножается во много раз.
Так что я желаю всем любви, добра, терпения, взаимопонимания, слушать свой внутренний голос, верить и следовать за ним!