Не было бы счастья…
Безусловно, региону всегда было, что предложить и соотечественникам, и туристам из соседнего Китая (они составляли основной поток путешественников из-за рубежа). Однако на фоне красот и сервиса Таиланда, Турции и европейских стран Забайкалье до сих пор выглядит бледно. О том, что предпринимается для изменения ситуации, рассказала замминистра экономического развития края Юлия Иванова.
«Так исторически сложилось, что красотами края сами забайкальцы массово не интересуются. Соответственно и жители других регионов мало к нам приезжают. В этом плане пандемия, думаю, дала положительные сдвиги. И сейчас наша задача, как куратора направления, была в том, чтобы сохранить имеющийся бизнес и суметь его переориентировать на внутренний рынок. Мы стремимся привлечь к работе молодежь, потому что мало создать продукт, надо о нем «вкусно» и красиво рассказать», - отметила собеседница портала.
Сейчас в крае работают 18 туроператоров и 96 турагентов. Для обеспечения населения путевками в заграничные отели этого, может быть, достаточно, но для развития внутреннего туризма – еще нет. Именно поэтому министерство начало работу с поиска инициативных жителей, у которых есть предложения и проекты по развитию направления.
«В начале этого года мы провели туристическую конференцию, где получили обратную связь от бизнес-сообщества. Радует то, что люди увидели друг друга и начали взаимодействовать: у кого-то есть маршрут, у кого-то уже оформленное место под стоянку, кто-то готов кормить отдыхающих и поставлять сувенирную продукцию. Такими консолидированными усилиями у нас появился комплекс «Кочевник» в Агинском районе. К нему было придумано мероприятие «Агинская баранина на камнях «Хорхог». Организация и проведение подобных событий привлекает туристов из других регионов, потому что людям интересно посмотреть, попробовать, окунуться в национальную атмосферу и быт. Конечно, пандемия накладывает свои отпечатки на формат проведения таких мероприятий – мы не могли пригласить неорганизованных туристов, но тем не менее участие приняли около 500 человек», - сказала Юлия Иванова.
По словам замминистра, в крае около 150 основных «точек притяжения» туристов и более 2000 других объектов. Цугольский дацан, Алханай, Чарская долина, деревни семейских, водораздел трех океанов, Торейские озера, Нерчинск и «Даурский Версаль», агинские степи, современный ленд-парк «Тужи» – и это только то, что сразу приходит в голову при упоминании Забайкалья. Каждая из этих точек может содержать в себе несколько проектов – от этнического кафе и сувенирной лавки до деревни мастеров. Но здесь никак не обойтись без заинтересованных предпринимателей.
В 2021 году 24 проекта получили финансовую поддержку в размере 500 тысяч рублей на содействие в развитии туристических проектов.
«Конечно, это не очень много, но это больше, чем ничего. Да, для крупных компаний с базами или туристическими комплексами - это «капля в море», но для некоторых идей – это возможность старта. У бизнесменов появляется азарт развития и вместо одной юрты, к примеру, через некоторое время будет уже три. Кроме финансовой поддержки государство готово предоставлять льготные займы. Прошлый год показал, что при закрытых границах жители региона и жители других регионов охотно отдыхают в Забайкалье, поэтому идет естественный отклик предложения на спрос», - добавила Юлия Иванова.
Отметим, что поддержка выделялась на четыре основных направления: создание инфраструктуры, проведение мероприятий, производство сувенирной продукции и создание маршрутов.
Постепенно решается и едва ли не самый больной вопрос для туристов в Забайкалье –строительство туалетов. В этом году правительство края намерено создать пять санитарных зон на разных маршрутах. На это будет выделено 15 млн рублей. Предполагается, что на пяти точках появятся не только удобные, комфортные и современные туалетные комнаты, но и мусорные площадки. Однако здесь возникает проблема – кто эти санитарные зоны будет обслуживать?
«Без поддержки и инициативы предпринимателей мы опять не обойдемся. Хочется верить, что на месте благоустроенных санитарных зон смогут создать целые комплексы услуг - от автосервиса до кафе. Туризм затрагивает 50 смежных направлений, и, если появляется успешный турпродукт, со временем начинает развиваться вся территория», - выразила надежду замминистра.
Надо сказать, что чисто статистические показатели туристического направления уже за прошлый год выросли, по сравнению с кризисным 2020-м. В 2019 году в Забайкалье побывали 239 тысяч человек, в 2020 году – 201 тысяча, в 2021 году – 215 тысяч. Здесь важно понять, что учитываются только туристы, которые разместились в гостинице хотя бы на ночь. Гостей края, которые отдыхали одним днем, примерно в 2-2,5 раза больше. По прогнозам министерства, в 2022 году число официально зарегистрированных туристов увеличится до 240 тысяч. К 2030-му мы должны достичь 380 тысяч туристов в год.
Средний чек одного туриста за сутки в Забайкалье составляет около 3000 рублей, но это только официальные затраты на проживание в гостинице и трансфер, здесь не учитывается обслуживание в кафе и ресторанах, покупка сувениров. Общая сумма затрат на суточный отдых в регионе будет в 1,5-2 раза больше.
«Хочу сказать, что цифры не могут показать того социального эффекта, который имеет любой туристический проект. С развитием «точки притяжения» туристов появляются инфраструктура, рабочие места, комфортные условия жизни. Деревни, которые были обречены на медленную гибель, получают вторую жизнь, становятся местами, туда хочется возвращаться. Вместе с этим развитием меняется отношение забайкальцев к своему региону, меняется настрой», - резюмировала собеседница портала.
Объекты – отдельно, инфраструктура – отдельно
По словам Юлии Ивановой, переход на «рельсы» внутреннего туризма идет тяжело. Есть компании, которые активно включились в эту работу и готовы сами создавать «точки притяжения» будь то ресторанный комплекс или новый прогулочный маршрут, но есть и те, кто ждет, пока инфраструктура, объекты и идеи появятся, чтобы можно было их продавать. О том, как реальные компании с многолетним опытом работы выживают и пользуются ли господдержкой, «МК в Чите» рассказала директор турагентства «Надежда» Алефтина Колток.
«Наша компания очень маленькая, но универсальная – опыт работы и образование позволяют. Мы специализируемся на работе с детьми и пожилыми людьми. В 2020 году, когда закрыли границы, конечно, у нас были наработки по программа внутреннего туризма, но не настолько масштабные, чтобы уверенно себя чувствовать. В течение почти двух лет мы практически не зарабатывали. Конечно, в этот период господдержка очень помогла и у нас появились новые идеи для развития. В Забайкалье стал востребование Алханай, базы на Арахлее и сап-сёрфинг. Мы можем предложить и эти, и ряд других туров и экскурсий, но до сих пор работать сложно из-за постоянно меняющейся эпидобстановки», - сказала предприниматель.
По мнению Алефтины Колток, создание новых туристических объектов и инфраструктуры должно быть совместной задачей государства и бизнеса.
«Я думаю, что масштабные объекты должны создаваться по принципу государственно-частного партнерства, но в забайкальском туризме сейчас денег нет. Думаю, что органы власти, губернатор должны поставить задачи по созданию таких объектов перед подведомственными организациями и, возможно, перед бизнесом. Уверена, что у правительства есть разные возможности для решения этой задачи. Сейчас мы работаем с тем, что есть. Новые объекты создаются, но они очень далеко от Читы. К примеру, Мараловая ферма – 100 км, «Тужи» - 200 км. Добраться туда бывает сложно», - делиться собеседница портала.
Компания «Надежда» воспользовалась поддержкой государства и благодаря ей представляла Забайкалье на выставках в Москве, выезжала с бизнес-миссиями в Казань, смогла подготовить и опубликовать рекламные ролики.
«Для того, чтобы привлечь туристов в Забайкалье нужно больше информации о наших предложениях. Нужно больше рассказывать и показывать наш край», - считает Алефтина Колток.
Своим мнение о том, как должна развиваться туриндустрия и кто должен этим заниматься, с «МК в Чите» поделилась общественный представитель по туризму Агентства стратегических инициатив (АСИ) Лидия Напартэ. По ее мнению, поддержка отрасли, которая была оказана в 2020 году, способствовала, если не развитию, то выживанию компаний. Отдельно эксперт выделила помощь государства в сертификации новых маршрутов и обучению экскурсоводов. Она добавила, что внутренний туризм поддерживался и до 2020 года, «но эта поддержка не была заметна».
«На мой взгляд, турпродукты должны создавать предприниматели. Для этого необходимо быть юрлицом и состоять в реестре туроператоров России. Сейчас, я считаю, все условия для этой работы есть. А вот инфраструктуру – дороги, площадки, туалеты – должно создавать государство. В некоторых случаях это может быть государственно-частное партнерство. Даже по опыту других регионов – такой подход будет эффективнее», - сказала Напартэ.
По мнению эксперта, для полноценного развития туризм Забайкалью не хватает дорог, современных мест размещения и умения подать национальный колорит.
«Во многих российских города, даже делающих ставку на туризм, большой проблемой остаются гостиницы в откровенно советском стиле. Системе размещения необходим реновация. Еще могу сказать, что нам не хватает легенд и навыков в подачи национального колорита. Из наших сказок и преданий можно было бы сделать бренд, с которым смело можно выходить на федеральный и международный уровень. Проблема в том, что мы пока не умеем подать наш фольклор и нашу историю таким образом», - добавила собеседница портала.