«Понедельник не задался с самого утра и, чтобы успеть на работу, пришлось вызвать такси, услугами которого обычно пользуюсь. Однако вместо привычных 200 с копейками рублей в приложении появилось сначала предупреждение о нехватке водителей, затем цена - 600 рублей, которая тут же изменилась на 1115. Конечно, после легкого шока заказал машину от другой фирмы», - рассказал один из горожан.
Оказалось, что 14 августа перевозчик провел эксперимент – на три часа лишил возможности получать заказы водителей, которые не соответствуют требованиям нового закона. В результате такой «обкатки» уехать по своим делам не смогли около девяти тысяч читинцев, минимальная стоимость заявки «подскочила» до 600 рублей, а средняя цена – с 251 до 1253 рублей.
Дмитрий Устюгов объяснил появление принятого Госдумой закона тем, что в Москве таким образом собираются отстоять права таксопарков. Однако в Забайкалье ни одного подобного учреждения нет со времен СССР и их возрождение пока даже не рассматривается из-за отсутствия заложенного в краевом бюджете финансирования. Не имеется и сопутствующей инфраструктуры для медицинских и технических осмотров.
«Согласно закону, таксопарки могут создавать и частные лица, хотя в Забайкалье желающих заняться таким бизнесом пока нет», - отметил он.
Зато проблемы - налицо, особенно в районах края. Если большинство читинских водителей таксует в статусе самозанятых, то жителей других населенных пунктов за сходную плату возит какой-нибудь сосед. Зачастую такой кустарный сервис небезопасен, не говоря уже о неуплате налогов.
«От исполнения федерального закона все равно не уйдешь, но на его основе субъекты должны разработать собственные нормативно-правовые акты, которыми могут скорректировать некоторые требования, - рассказал Дмитрий Устюгов. - В частности, мы в крае исключили пункт о едином для всех такси желтом цвете кузовов, чтобы не заставлять собственников перекрашивать машины. Также убрали аттестацию на знание города, в котором ведется работа».
Посмотреть проект постановления можно здесь.
При этом местные водители, согласно закону, должны будут размещать в салонах автомобилей номера разрешения и записи в реестре перевозчиков, информацию о себе и компании, контактный номер для жалоб и т.д. Обязательным станет оформление боков кузова цветографическими знаками – «шашечками» и оранжевый фонарь на крыше.
Останутся медицинские осмотры и путевые листы. Проверять информацию о выполнении требований будут организации, которые отдают заказы водителям.
Все перевозчики, которые имели разрешения до вступления в силу 580-ФЗ, автоматически перейдут в новые реестры. Часть остальных тоже смирилась – наиболее сознательные уже обращаются в Минстрой региона за разрешениями или консультацией. Чтобы выдать некоторым водителям лицензию, чиновникам приходится разбирать их жизненные обстоятельства вместе с юристами.
«Больше всего непонимания вызывает запрет допуска к перевозкам граждан с непогашенной или неснятой судимостью за преступления, предусмотренные ст. 328.1 ТК РФ, а также тех, кто имеет неоплаченные административные штрафы за нарушение ПДД, или лишался водительских прав или подвергался аресту более одного раза в год.
Еще один болезненный вопрос – необходимость приобрести ОСАГО для перевозчиков, которое в разы дороже, чем для автолюбителей. Это и есть основной фактор, который может спровоцировать повышение цен на услуги такси. В самом лучшем случае – при большом опыте и отсутствии «свежих» ДТП перевозчику ОСАГО обойдется дороже на 20-30 тысяч рублей, а новичку, который недавно попадал в аварию, возможно, придется заплатить около 100 тыс рублей», - продолжил Устюгов.
Пока никто из крупных перевозчиков не заявлял, что уйдет с забайкальского рынка из-за 580-ФЗ. Однако сложно сказать, на какие действия их подвигнет угроза блокировки всего сервиса из-за одной ошибочной передачи заявки водителю, который не сможет выполнить требования закона. Также тяжело угадать, насколько сократится количество машин в фирмах и взлетит стоимость услуг.
В Минстрое региона признают - плавно перейти к исполнению 580-ФЗ не получается, но после 1 сентября на его внедрение есть еще около месяца.
«Возможно, благодаря ФЗ-580 мы встретимся с перевозчиками за круглым столом и наладим конструктивное взаимодействие, чтобы эта услуга предоставлялась забайкальцам качественно», - заключил Дмитрий Устюгов.
Конечно, даже при реализации самого пессимистичного сценария, забайкальцы уже вряд ли вернутся к «голосованиям» у обочины. Чай не 90-ые…
Например, читинцы уже ответили на эксперимент перевозчика созданием протестной петиции и чатов в мессенджерах, где можно договориться с таксистами «напрямую». Кажется, безопасность и комфорт волнуют многих куда меньше стоимости проезда.
Одна из фирм же в сервисе заказа юридически разделила поездки на два вида - легковое такси (водители с разрешением, но более высокими тарифами для пассажиров) и аренда транспортного средства с экипажем (привычные цены, но между водителем и клиентом заключается письменный договор на каждую поездку, для чего последнему надо будет указывать свои фамилию, имя и отчество).
Председатель комиссии по экономическим вопросам и предпринимательству Общественной палаты Забайкалья Татьяна Маресева считает, что для легального бизнеса в новом законе нет ничего невыполнимого, а вся шумиха в основном поднялась из-за тех водителей, для которых такси – это «калым» в свободное от работы время и из-за тех, кто не может получить справку о несудимости.
«Если сейчас есть возможность обойти эти требования, зарегистрировавшись в приложении агрегатора от имени другого человека, то по новым требованиям это исключено, - сказала она. - Пока мы рассуждаем «хотим - не хотим», «будем - не будем», издан приказ ФАС России «Об утверждении методических рекомендаций по порядку расчёта минимального размера тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси», который вступает в силу также с 1 сентября 2023 года. И не за горами ведение электронных путевых листов».
Эндшпиль этой «шашечной партии» близок. Хочется, чтобы в итоге все остались в выигрыше – и таксисты, и пассажиры. Впрочем, как известно, двух победителей не бывает, главное – чтобы серьезные потери не понесли обе стороны.