МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Чита

Памятники архитектуры Забайкалья: нехорошо забытое старое?

Какова судьба старинных зданий края

Как известно, рукописи не горят. К сожалению, другие объекты культурного наследия этим похвастаться не могут. Те же памятники архитектуры горят, да еще как - за первую декаду января в Чите, к примеру, в пожарах пострадали сразу три здания, помнящих дореволюционную столицу края. Поневоле задумаешься: будет ли жить Забайкалье историческое или стекло и бетон скоро вытеснят последних свидетелей ушедших эпох?

Доходный дом бывшего главы Читы Василия Хлыновского по ул. 9 Января,35 в Чите. фото "МК в Чите"

За ответом на этот вопрос «МК в Чите» обратился к исполняющему обязанности руководителя Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Владимиру Нестеренко, который поделился личным мнением о судьбе старинных зданий, рассказал о главных проблемах и перспективах их восстановления.

- Давайте начнем с пожаров наступившего года. Что это за здания, сильно ли пострадали, кто виноват и что теперь делать?

- Сильнее всего пострадал Доходный дом Штейн - здание на пересечении улиц Петровской и Нерчинской. Пожар в ночь на 7 января почти полностью уничтожил второй этаж, где находились жилые квартиры. Кто виноват, решат компетентные органы, я могу озвучить только общеизвестную информацию - подозреваемый в поджоге задержан. По предварительным данным, он с помощью огня пытался скрыть убийство.

Также сгорела часть дома по ул. Анохина,28. Причина пожара и обстоятельства устанавливаются. Известно, что в момент возгорания в здании находилась группа людей, предположительно, занимавшаяся ремонтом помещений, которые принадлежат частному лицу.

Третий пожар – вспыхнувшие вещи в доме по ул. Балябина,9 - потушили быстро. Существенного вреда огонь не нанес.

"Доходный дом Штейн" на углу улиц Нерчинской и Петровской в Чите. фото пресс-службы краевого СУ СКР

"Доходный дом Штейн" на углу улиц Нерчинской и Петровской в Чите. фото пресс-службы краевого СУ СКР

- Теперь реконструкция этих зданий возможна?

- По закону они по-прежнему должны пройти реконструкцию, и она будет. Но, скрывать не стану: в отношении двух частично уничтоженных зданий говорить о каких-то конкретных сроках, суммах и результате я сейчас не могу. Работа начнется только после расследования и суда, от решений которых зависит многое. А такие процессы могут длиться не один год и находятся вне компетенции нашей службы.

- Вы как-то будете участвовать в судебном процессе? К примеру, требовать с поджигателя компенсацию.

- Безусловно, мы обычно в таких случаях выступаем с иском на возмещение ущерба. В том числе и от лица людей, оставшихся без жилья, а также городской власти.

Вместе с администрацией Читы будем решать, как оптимально реконструировать здания. Но сначала виновный должен быть установлен и осуждён за поджог. Сумма ущерба оценивается из расчёта проведения ремонтно-реставрационных работ. Мы, в свою очередь, предоставим для этого все данные.

Могу сказать, что только проектно-сметная документация на реконструкцию, например, Доходного дома Штейн, обойдется в несколько миллионов рублей. Плюс стоимость работ, материалов... Так что иск будет внушительный. В любом случае загадывать рано. Тем более грядут существенные изменения законодательства в сфере охраны и реконструкции памятников.

Усадьба Г.С. Китаевича по ул. Анохина,28 в Чите. фото "МК в Чите"

Усадьба Г.С. Китаевича по ул. Анохина,28 в Чите. фото "МК в Чите"

- Что за новшества?

- Упростят многие моменты оформления документации, упразднят некоторые требования к исполнителям работ по реконструкции архитектурных памятников. Последнее, на мой взгляд, решит часть проблем, из-за которых реконструкция исторического здания сегодня – сложный и долгий процесс.

- Каковы основные проблемы?

- Начнем с того, что мы иногда просто не можем найти исполнителя, который бы соответствовал всем предъявленным законом критериям. Конечно, это не бессмысленные требования, потому что особый уровень подготовки строителей необходим - первым попавшимся «мастерам евроремонта» я бы историческое здание не доверил. И все же часть условий, на мой взгляд, вполне можно убрать. Из-за регламентированного процесса затягивается даже оформление документов, поэтому поправки мы ждем с нетерпением.

- Что должен уметь строитель, взявшийся за реконструкцию исторического здания?

- Работа на объектах культурного наследия – это лицензированная деятельность, поэтому каждый подрядчик должен иметь разрешение на ее осуществление. Лицензия подразумевает наличие в штате аттестованных специалистов по разным видам реставрационных работ, что должно гарантировать их качественный результат.

- Все ли средства на реконструкцию поступают из бюджета или в ней финансово участвуют собственники такого жилья?

- Средства могут быть из разных источников - бюджеты всех уровней, благотворительность, фонды, предприниматели, наконец. Собственники или арендаторы тоже могут участвовать, но они нечасто хотят, если честно.

Человек же желает жить в квартире или доме с максимальным комфортом и оформить его по своему вкусу. Однако законодательство об охране объектов культурного наследия ограничивает многие виды работ, которые хотели бы сделать собственники. Например, установку пластиковых окон, изменение архитектурного облика здания или объемно-планировочные решения.

Впрочем, есть ценители истории, которым владеть такими домами - в радость, но их мало.

- То есть большинство забайкальцев историю не ценит?

- Население условно можно разделить на несколько категорий. Самая многочисленная из них, к сожалению, - равнодушные. Таким все равно – сохранятся исторические здания или нет. Еще две крайности - те, кто отстаивают неприкосновенность памятников и те, кто считают, что эту «рухлядь» нужно снести, а на ее месте построить что-то современное. Но есть и категория людей, которая понимает всех и старается найти баланс, чтобы сохранить архитектурные реликвии, при этом не забывая о живых людях.

- Себя вы относите к четвертым, правильно?

- Да, это моя позиция - нужен баланс. Хотя искренне люблю старинные здания и считаю, что Забайкалью очень повезло иметь свое неповторимое лицо. Эти архитектурные памятники делают наш край уникальным. Я горжусь каждым домом с историей, но ко всему должен быть разумный подход.

Здание "Полутовского квартала" по ул. Ленина,102 в Чите. фото "МК в Чите"

Здание "Полутовского квартала" по ул. Ленина,102 в Чите. фото "МК в Чите"

- И как ваша служба пытается достичь такого баланса?

- Прилагаем все усилия. Ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия, что бы ни говорили, в крае ведутся. Ежегодно на них направляется около 50 млн рублей. Другое дело, что собственники и пользователи зданий, выполняя самые необходимые работы для памятников – например, ремонтируя кровли, перекрытия, помещения - не рассказывают об этом в публичном пространстве.

Что же до способов, я считаю, что для увеличения инвестиционной привлекательности объектов необходимо подключить их к городским коммуникациям с условием проведения ремонтно-реставрационных работ. Это позволит сделать проживание в домах деревянного зодчества более комфортным и вызвать у людей желание проводить ремонтно-реставрационные работы. Конечно, это очень догорая, но эффективная и взаимовыгодная схема.

- А можете привести пример такого взаимодействия?

- Конечно. Бывшее здание Четвертого арбитражного апелляционного суда по ул. Ленина,100 в Чите. Руководитель отнесся очень ответственно – из года в год, шаг за шагом проводил работы по сохранению здания, обосновывал необходимость выделения финансирования на проведения работ, контролировал их ход. И оно того стоит - сами посмотрите.

Особняк купца Полутова по ул. Ленина,100 в Чите. фото "МК в Чите"

Особняк купца Полутова по ул. Ленина,100 в Чите. фото "МК в Чите"

Дом надворного советника И. Ореловича по ул. Бутина, 26 в Чите. фото "МК в Чите"

- То есть надежда на возрождение забайкальских памятников архитектуры есть?

- Я уверен, что ситуация меняется к лучшему. Видно, что на государственном уровне интерес к реконструкции исторических зданий сильнее, чем когда-либо на моей памяти. То, что за обновление законодательства взялись - тоже сигнал. И еще одно важное изменение скоро будет – сами увидите.

На момент нашей беседы интригу Владимир Нестеренко сохранил. Впрочем, буквально через неделю стало известно, что функции Госслужбы по охране памятников архитектуры края в марте этого года полностью перейдут Минкультуры региона.

Новости Читы и Забайкальского края читайте в нашем Telegram-канале.

Читинский почтамт по ул. Бутина с верстовым столбом ("нулевым километром"). фото "МК в Чите"

Следите за яркими событиями Забайкалья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах